Page 45 - МИР-2
P. 45
ла; любящий свою жену любит самого себя — несравненно превышают эту точ- ку зрения на брак — не договор как некая земная формальность, а абсолютное единение супругов в любви. И отсюда можно вывести некое определение, что есть Таинство Брака. В нем супругам подается Божественная благодать, созидающая их союз неким вы- шеестественным единением во Христе по образу союза Христа и Церкви, начи- нающимся здесь, на земле, и простирающимся в вечность. Христианский брак не исключает ни продолжения рода, ни имущественных и прочих формально- общественных отношений, но это становится в браке не главным. Главное — что брак из формы земной и только земной жизни преобразует- ся в религиозно-творческую жизнь и задачу. Напомню, что любое Таинство дается человеку, как семя для взращивания, для раскрытия его благодатных плодов; так и брак, и может быть — брак особенно, потому что это благодатное семя получает не личность, как в остальных Таинствах, а союз двух личностей. Плод, который должен явиться в результате религиозного творчества супругов, — Царство Божие, его предна- чатие на земле; другими словами говоря — любовь. Любовью брак начинается — любовью естественной, взаимной симпатией, притяжением душ и телес; но взра- щиваться должна любовь Христова, превышающая всякое разумение. Это действительно — задание, причем на всю жизнь: когда естественные чувства путем взаимных нравственных, религиозных усилии с течением времени претворяются в настоящую любовь, когда земная жизнь постепенно проникается на- чатками Царствия Небесного и становится им уже здесь. Тем самым в браке, с одной стороны, раскрывается благодать Божия, она все больше и больше проника- ет всю жизнь супругов; с другой — реализуется в полной мере и человечность по образу и подобию Божию. Как Бог являет Свою любовь к Церкви и в Церкви, так и супруги получают в Таинстве Брака благодать Божию на уподобление Богу в твор- ческой любви; семья становится домашней церковью — т. е. единством разных лично- стей в Христовой любви. И на созидание этой домашней церкви и подается благодать Святого Духа в Таинстве Брака. Именно в этом смысле Священное Писание упо- добляет брак Церкви, а Церковь — браку, Царство Божие — брачному пиру и т. д. И в Церкви, и в христианском браке мы созидаем Царство Божие, являем его уже здесь, на земле. Здесь мы видим и глубокие тайны, которых только отчасти можем коснуться; видим и великую мудрость Бога, Который всю, скажем так, школу ре- лигиозной жизни, все условия возрастания человека во Христе полагает не где-то на стороне, ради чего нужно все бросать, предпринимать какие-то запредельные усилия и т.п., а вводит непосредственно в естественную жизнь — в семью. Вот, вкратце, основные положения, касающиеся христианского понима- ния брака и института семьи. Литература: 1.Библия. Российское библейское общество. М., 1997 г. 2.Беседы о вере и церкви. Игумен Петр (Мещеринов).– М., Даниловский благове- стник, 2004 г.-280 с. 3.Православная педагогика. Священник Евгений Шестун.– Самара, Самарский информационный концерн, 1998 г.-576 с. Директор МУ СРЦ "Радонеж" Ворожейкин С.В. (иерей Сергий Ворожейкин) – 43 –
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50