Page 42 - МИР-2
P. 42
смысле художественном, нравственном, социальном и религиозном. В искусстве это называется художественным чутьем или "вкусом", в нравственности — совестью, или чувством справедливости, или еще органической добротой души, в науке – чув- ством истины, в религии — жаждою Богосозерцания, в общественной жизни это выражается в здоровом и крепком правосознании. Поэтому правосознание можно было бы описать как естественное чувство права и правоты или как особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям. "Правосознание есть особого рода инстинктивное пра- вочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправ- лению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат че- ловека самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности. И пре- жде всего, и больше всего — духовной воле". Можно было бы сказать, что правосознание есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всякому добру. Но именно поэтому — живой корень его надо искать в религиозном чувстве и в совести. Можно представить себе, конечно, правосознание вне религии и вне совести, но это будет что-то вроде воли, лишенной неба и земли, это будет дисциплина влечений, а не качественное и не творческое начало жизни, черствая форма, лишенная дара любви и дара со- зерцания. Но современное состояние индивидуального и общественного правосоз- нание далеко от описанного выше идеала и его можно охарактеризовать как со- стояние правового нигилизма. О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. Правовой нигилизм и нигилизм вообще – достаточно длительно существующее и распространенное в мире явле- ние, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации. Этот этап, наиболее выразительно охаракте- ризованный Ф. Ницше формулой "Бог умер", означавшей, что к концу XIX века европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано на признании абсолютных ценностей. Другой немецкий мыслитель М. Хайдеггер, анализируя на основе феноменоло- гии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного соз- нания, выявил его ключевые черты. "Во-первых, мировоззренческий нигилизм – это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие аде- кватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конеч- ном счете. отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из материальных и психологических потребностей и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов". Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе порядка и целостности. В этом убеждении вырастает и живет современное правосознание; оно глубоко проникнуто релятивизмом и не знает о себе, что оно может и должно быть иным. Убеждение в том, что право есть нечто "относительное" — и по своему содержанию и по обязательности, — возникает незаметно, бессознательно и потому коренится в душах особенно прочно и глубо- ко: это убеждение идет навстречу своекорыстному и близорукому интересу, пита- ется им и обслуживает его. Возникает порочный жизненный круг: темнота поро- ждает зло, а зло поддерживает темноту. "Образованные" и необразованные круги – 40 –
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47