Page 40 - МИР-2
P. 40
квалифицированная уже и не нужна: брыкается, думает много… Давно произош- ла подмена ценностей: от любви к людям, согражданам и Родине – к ненасытной любви к деньгам, власти и кайфу (уже и комфорт стал пресен). Куда же делись наши победы: победа в Великой Отечественной войне, лучшая наука, бесплатное образование, бесплатная медицина, дешевые коммунальные услуги, освоение целины, победа в космической гонке? – всё отняли у народа. На глазах всех нас наглядно демонстрируется разделение общества на "господ", которым доступно все блага жизни, и рабоче-крестьянско-интеллигентское "быдло", обреченное на нищету и БЕСПРАВИЕ. Страх одолел всех. Но сегодня, слава Богу, не 37 год, и как бы мы не были отягощены еще тем страхом, у нас есть возможность выпря- миться (не хочется произносить "избитую и умерщвленную фразу "стать с ко- лен"). Весь беспредел, который творится (в том числе и в нашем городе) можно остановить нашей с нами гражданской, народной, конституционно закрепленной за нами властью… Я верю, что смутное время кончится. Я верю, что этому кошмару насту- пит конец! Уверен, что со мной большинство. Я верю в другое завтра! Я верю в Россию" От редакции Соглашаясь со многими положениями статьи, мы все-таки разделили бы ответ- ственность за происходящее между всеми членами общества: властью (хотя почему властью мы называем чиновников, когда по Конституции она принадлежит народу – опять вывернутые понятия?), гражданским обществом (точнее той аморфной массой, которая должна быть гражданским обществом) и различными общественными инсти- тутами: церковь, интеллигенция и т.д. Но чтобы самим не оказаться аморфными в этой ситуации, не получить замкнутый круг ответственности, необходимо выделить ключе- вые её звенья. Ключевое звено этой ответственности – это общекультурный слой наше- го российского общества, а, значит, и его возделыватели: наша историческая Право- славная церковь и наша интеллигенция, которая заявила о себе после восстания декаб- ристов и возложила на себя жертвенную миссию просветителей и радетелей за народ. Причины и трудности, по которым Православная церковь не полностью спра- вилась со своей исторической задачей, весьма сложны и многообразны – это вопрос отдельного анализа. Что касается интеллигенции, то с 17 года интеллигенция подверга- лась различным деформациям, и второе ускорение этих деформаций пришелся уже на годы хрущевской оттепели (периода весьма противоречивого: яркий свет, вдохновение подлинных российских интеллигентов и рядом – тягучий липкий хаос). Третий период – начало 90-х годов, когда окончательно деформированная интеллигенция предала свой народ. Увы! Увы! Увы! Это не время Высоцкого, не время Галича, не время Булата Окуджавы. Тем более, это не время Владимира Соловьева, или Петра Чаадаева. Но перенесемся к человеческим качествам, определяющим отрицательные сто- роны нашего общественного бытия. Если провести некоторую ревизию буддистских гун, применительно к рассматриваемым обстоятельством, то эти качества определяют- ся тремя гуннами, господствующему как в нижних, так и верхних этажах общества. Это гуна невежества, гуна корысти (страсти), гуна равнодушия. Им противостоят гуны знания, достоинства и пассионарности. Социальные узлы, соответствующие последним гунам: церковь, гражданское общество, образование (включая гуманитарное!) и правовая культура. Это не все, но это те неизбежные точки, с которых нужно начинать. Активной силой в настоящее время могут быть лучшая часть духовенства и пассионарная интеллигенция. Подробнее об этом в статье "Национальная идея России" (Кондратьева Татьяна), начало которой опубликовано в этом номере альманаха. – 38 –
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45