Page 141 - 22_Neat
P. 141
терью. Мы пришли помочь в уборке урожая: движемся стай- кой за громыхающим комбайном и собираем в сумки колоски. Сюжет, достойный кисти Ж. Милле, «Сборщицы колосьев». Так было и во 2, и в 3 классах. Потом дела были посерьезнее. Сентябрь – октябрь, как правило, мы не учились. В сентябре, например, ходили собирать в мешки кукурузные початки; в ок- тябре – добывать из-под снега скошенный ранее подсолнечник и палками выбивать зерна в ведра. Работали на току, отправляя зерно на элеватор (погрузка-разгрузка вручную, ведрами и ло- патами). Я однажды на такой работе без перерыва проработал 17 часов, в одиночку. Собирали огурцы, помидоры, дыни, ар- бузы, капусту; копали картошку, морковь, свеклу. Весной за- гружали протравленное зерно, работали на сеялках. Начиная с 6-го класса, ежегодно, из 9 учебных месяцев мы занимались учебой, дай Бог, месяцев 7, включая и выпускные классы. Так было практически во всех сельских школах. Это и называлось лучшей образовательной системой в мире! И разве это не было «трудовым воспитанием» по Макаренко? Вот только уровень знаний делал для большинства выпускников сельских школ недоступным получение высшего образования, хотя власть по- том и исхитрялась всякими трудовыми стажами, курсами по подготовке, рабфаками… Так вот, ответ на свой вопрос, как ни удивительно, я на- шел точно такой же, как у Горького, чьи цитируемые строки я прочитал всего лишь лет 10 назад. Уничтожение «мелких вре- дителей» имело конкретную антигуманную цель: воспитание в детях жестокости (а ее у нас и так хватало), жестокости на- правленной, которая максимально проявит себя, когда наста- нет окончательный Страшный суд над всемирным классовым врагом – вредителями коммунистического общества. И рука новых Павлов Морозовых, Павлов Власовых, Павлов Корчаги- ных не дрогнет! Ведь в начале 60-х мы чуть-чуть не вляпались то ли в третью мировую войну, то ли в мировую социалисти- ческую революцию». 141