Page 262 -
P. 262
и разрушительного, и созидательного (А. Белый "Революция и культура", Вяч. Иванов "Скрябин и дух революции"). В музыке Скрябина последний видел и находил "дух революции", "стихию революции". Революция -- это "сознательное воплощение народного духа", "дело религиозной народной сове- сти". "Был ли революционным демон Скрябина и, если да -- в какой мере и в каком смысле?", -- спрашивает автор, и отвечает: да, был! "Создание Мистерий было целью его жизни: характер, полярно противоположный органически не приемлющему революции Гете, -- он сгорал от нетерпеливого ожидания предвестий конца, за которыми уже светало перед его взором новое начало, торопил Рок и ежечасно умышлял освободительное действие..." "Скрябин думал, что немногие избранные (sic! -- Д.К.) принимают решения за все человечество втайне и что внешние потрясения происходят в мире во исполнение их сокровенной творческой воли". Логический вывод статьи: "Если переживаемая революция есть во истину великая русская революция, -- многострадальные и болезненные роды "самостоятельной русской идеи", -- будущий историк узнает в Скрябине одного из ее духовых виновников, а в ней самой, быть может, -- первые такты его ненаписанной Мистерии (написанной! -- Д.К.). Как там у А.В. Луначарского? Дата статьи 264