Page 261 -
P. 261
ее дух -- из другой субстанции. Из шопенгауэровского "Мира как воля и представление": "Музыка ... в противоположность другим искусствам, есть не отпечаток идей, а отпечаток самой воли, объективность которой представляют идеи; вот почему действие музыки настолько мощнее и глубже действия других искусств: ведь последние только говорят о тени, она же -- о существе". Из ницшевской "Происхождение трагедии...": "Чем является музыка в зеркале образованности и понятий? -- Она является как воля в шопенгауэровском смысле этого слова, т.е. как противоположность эстетическому, чисто созерца- тельному, безвольному настроению". Музыка, по Ницше, является -- как воля. Есть различие между Ницше и его учителем: где для Шопенгауэра сущность музыки - воля, там для Ницше -- явление; где для Шопенгауэра музыка -- явление; для Ницше -- ее сущность. До катастрофы 1917 г. Белому, Иванову, Блоку казалось, что художник будет сознательно творить и направлять музыкальный поток истории, что он будет демиургом-жизнестроителем, как думал Вл. Соловьев, что сама революция -- символ творчества: 263