Page 263 -
P. 263
"дионисийца" Иванова: 24 октября 1917 года. На следующий день "немногие избранные", называвшие себя большевиками, захватили государственную власть. Можно опять переоценивать ценности, наступает прозрение: "О кризисе гуманизма" -- Вяч. Иванов, 1919, "Крушение гуманизма" -- А. Блок, 1919, "Кризис культуры" -- Ан. Белый, 1920, сборник "Из глубины", 1918... Вяч. Иванову в 1924 можно было спокойно ехать в Рим, "чтобы там жить и умереть". Каждому -- свое. Например, переход в католичество, после многолетнего воспевания право- славной соборности и духовности. "Почему в книге о тоталитаризме такое место уделено музыке? -- спрашивает сам себя автор исследования об "йехуизме" в первом томе, -- Читайте Ницше, Вагнера, Шпенглера! Они прекрасно показали негативную нигилистическую связь между философией XIX века, Прудоном и Марксом, с одной стороны, и ритмом солдатских сапог, с другой. Да, революция нуждается в специальной музыке. Музыке? -- я не слышу никакой музыки, разве что пулеметный стук "максима". Нет! Революция музыкальна! Ее музыка -- бульканье крови из воронки горловой, лязг затворов, предсмертный хрип. Если хотите, все инквизиции, деспотии, ГУЛАГи -- от немузыкальности". 265