Page 284 -
P. 284
десятки лет вновь ожили на полотнах и в графике К. Васильева. Арийцы и там и здесь. Или наоборот. О чем это говорит? Да ни о чем не говорит. Только о том, что один и тот же "архетип автора" проявляет себя формально одинаково в разные исторические и эстетические эпохи. Повторение трех этапов элитарной концепции искусства у Ницше: 1) дионисийское мифотворчество и вагнерианство Ницше -- и модернизм Васильева; 2) аристократическое "искусство для искусства" Ницше, антидекадентство -- и красивое мифотворчество Васильева, синтез язычества и христианства, эстетический милитаризм; 3) возвращение Ницше к исходному пункту, новый миф "искусство освещает ложь" -- и ... А вот третьего этапа у Васильева не было: не успел в него вступить. Но, по предложенной логике, его эстетическое резюме могло бы оказаться таким же, как у Ницше. Другой живописец -- великий Винсент Ван Гог. Внешнее сходство с Ницше, пожалуй, только одно -- душевная болезнь, приведшая к самоубийству. В литературе о Ван Гоге никогда не упоминается имя Ницше. Вряд ли он вообще знал о нем. Его любимыми авторами были Диккенс, Доде, Золя, 286