Page 66 -
P. 66
в настоящем, дабы навести порядок в прошлом" (М. Брэдбери). Мог бы быть таким вопрошающим Юрген Хабермас? Всемирно известный философ, как Протей менявший философские парадигмы на своем почти сорокалетнем творческом пути? Его книга-интервью имеет сходное название: "Прошлое как будущее. Старая Германия в новой Европе", 1991 г. Им мог бы быть Милорад Павич. Его "Хазарский словарь" -- роман-мистификация, в нем сколько угодно виртуозных игр со временем. "Красная", "Зеленая", "Желтая" книги некоего, сохранившегося всего в двух экземплярах Лексикона, последовательно утверждают, что хазары обратились в христианскую, исламскую, иудейскую веры. Прошлое неких хазар зависит, следовательно, от вероисповедования авторов этих книг, которые в интересах своих религий спокойно переносят будущее в прошлое (исторические хазары испытывали на себе влияние разных вер, пока в VIII веке окончательно не остановились на иудаизме и даже предлагали его князю Владимиру Святому). Время, память и история наполняют в романе сны людей. Сон, как и тень, неотъемлемая, только ей принадлежащая часть человеческой жизни. 68