Page 14 - IR
P. 14
Может быть, нам действительно следует быть скромнее? Не утверждать: "процесс необратим", "иного не дано", "обратного пути нет". В России все обратимо, в каждый момент торжества будущего из-за его плеча ухмыляется прошлое. Случай Зиновьева не уникален. Следует доверять хаосу, не торопиться с его упорядочиванием. Неплохо помнить Ницше: "Нужно носить в себе еще и хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду". Вина российской власти -- в неумении спокойно ждать. Беда народа -- в нетерпении, впрочем, понятном. Наше привычное линейное российское мышление настойчиво требует, чтобы государство вмешивалось в процессы, возникающие стихийно. Оно вмешивается -- и нарушает естественный ход вещей.". [24] Эти выводы А. Зиновьева настораживающи, предупреждающи и, в то же время, преждевременны, так как основаны на данности русской культуры, неверии в возможность еѐ преобразования. Нужно дать возможность для выявления, кристаллизации всех пластов Российской культуры. Тогда, быть может, мы положим в основу другие суждения о давлении прошлого на Россию. Считая, что вне рамок культуры удалось-таки выявить с большой долей вероятности такие самобытные черты русской нации как космизм, иррациональность и божественную устремленность еѐ души, можно предположить, что кристаллизация культуры даст нам триаду трех разнонаправленных, но в единстве взаимодействующих векторов, направленных соответственно в будущее, прошлое и настоящее. Как же практически может произойти кристаллизация российской (русской) культуры? Прежде всего, следует воспользоваться той методологией, которой пользовалось большинство наций мира. Т.е. необходимо перенимать внешний опыт культурного содержания (культура права, например, экономическая культура и т.д.), сопоставляя его (см. [23], высказывание В. Соловьѐва): (1) с нашим наличным культурным слоем, (2) с нашими лучшими культурными традициями, оставленными в прошлом, (3) с общепланетарными задачами нашего будущего, (4) и всѐ это под патронажем законов Природы и еѐ Творца. Необходимо проанализировать причины, почему мы всегда придерживаемся двух крайностей: либо отрицание внешнего опыта, либо его насаждение вне учета тех четырех факторов, которые только что были указаны. 8. Неизбежность общепланетарного характера национальной идеи Переведя вопрос о национальной идее в плоскость культуры, необходимо ответить и на вопрос о требованиях к качеству самой культуры в текущий исторический период. Первое, что необходимо сказать, это о неизбежности общепланетарного характера любой из национальных культур. Всѐ, что мы будем говорить о российской культуре и российской национальной идее можно будет с определенными поправками отнести и на другие регионы планеты. [25] Неизбежность общепланетарного подхода, с одной стороны, совершенно очевидна из- масштабности угроз, нависших над человечеством: демографическая угроза и угроза вырождения биологического вида "гомо-сапиенс", угроза психологического вырождения", угроза информационного хаоса и кризиса управления, угроза истощения энергетических и других природных запасов, угроза природных и техногенных катастроф больших масштабов, угроза глобального терроризма и угроза войны с применением средств массового уничтожения людей и