Page 12 - IR
P. 12
Особую роль в культуре играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения.... Выделение культуры как особого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и православие);... одна и та же конституция дает разный политический эффект в культуре с развитыми традициями активного гражданского общества и в культуре с патерналистским отношением к государству и т. п. В этих случаях внутренняя логика идей или процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности, чем создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, культурологическом анализе. Поэтому не одно и то же напр., "политика" и "политическая культура", "труд" и "трудовая культура" и т. д. [19] По нашему мнению, культура есть продукт взаимодействия общего универсального начала с некоей внутренней самобытностью, записанной на генетическом уровне. Нас сейчас не интересует происхождение этой самобытности, хотя здесь можно говорить о географии и историчности (расположении в пространстве и времени) того или иного национального образования с соответствующим энергоинформационным обеспечением. Речь идет о том, что универсум вносит в образуемую таким образом культуру элементы всеобщего, интернационализма, в то время, как самобытность придает еѐ специфические черты. [20] Еще раз подчеркнем, что культура реализовывает, кристаллизует себя на уровне сознания в разных видимых формах: вербальной, визуальной, визуально- вербальной, звуковой и т.д. Имея в виду русскую культуры, мы можем сказать, что до сих пор не произошло адекватной историческому времени кристаллизации русской национальной самобытности. Да, мы имеем великолепные литературные, музыкальные и другие произведения искусства, но, как уже было сказано, мы имеем отставание в таких культурных аспектах как: правовой, экономический, бытовая культуры, культура общения, культура ценностей и т.д. "Россия обладает, быть может, великими и самобытными духовными силам и, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которыевыработаны Западною Европой. Наша внеевропейская или противоевропейская преднамеренна я и искусственная самобытность всегда была и есть лишь пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое инеобходимое условие всякого успеха (шестая глава: "Россия и Европа"" Соловьев. [21] Специфичность русской истории отражена в работе Д.И. Корнющенко "Метафизика ленты Мѐбиуса" "Поэтому Россию я уподобил бы ленте Мѐбиуса, в том числе и ее "проекции" на этическое пространство: именно ее, ленту Мѐбиуса, а не простую плоскость, выдавливает вверх и вниз энергия смыкания границ Добра и Зла. Лента эта приводным ремнем объединяет вершины духа с форменной преисподней,