Page 109 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 109
патриотического лагеря индоктринированных антизападников, разоблачающих происки "атлантистов". Адекватная аудитория этого крайнего политического лагеря сравнительно невелика, но, тем не менее, идеи и настроения, генерируемые идеологами самоизоляции и активного противостояния, индуцируются во внешнюю среду, главным образом - в массу среднеобразованной постсоветской интеллигенции, воспитанной на артефактах советской массовой культуры, ибо поэзия, живопись, музыка для всех - предпосылка тоталитаризма. Но искусство - не для всех. Такова его сокровенная сущность. Все великое не для всех - все великое для тех, кто желает возвыситься до него. Происходит постоянная подмена понятий: сегодняшние низкопробные, пошлые проявления российской массовой культуры получают антитезу ностальгии по штампам советской культуры, имеющей свои достижения, но, чаще всего, как составляющие основу господствующей идеологии. Все, что не соответствовало этой идеологии, безжалостно отсекалось или подвергалось шельмованию, - оно и было, если не великим, то хотя бы незаурядным искусством. Хотелось бы напомнить, что разговоры об утрате духовности, о ее воспитании, о снижении уровня культуры, о борьбе за духовность общества - самая любимая и бесконечная тема разговоров в кругах российской интеллигенции. Я слушаю эти разговоры более сорока лет и сам был очень активным радетелем возвращения русской духовности путем культуртрегерства. Изменилось лишь аксиологическое содержание культурных ламентаций: в 60-70-е гг. страдали об утрате высокой дореволюционной культуры, русского авангарда начала века, православно-христианских ценностей, а когда с середины 80- гг. начался процесс возвращения этих самых утраченных ценностей и, казалось бы, вот, насыщайтесь тем, что снова стало духовной пищей нации, то вдруг обнаружился процесс несварения - слишком долго общества питалось недоброкачественной культурой - и появилась тоска по той простенькой окрошке, которой под видом культуры советская власть пичкала свой народ (и чуть ли не весь XX век, да еще приговаривала, что вот это блюдо и есть самая высокая, самая совершенная культура в мире, так как она опирается на самые передовые принципы марксисгско-ленинской эстетики. Эту тенденцию можно обозначить как ностальгическую эстетизацию советского опыта или соблазн культурной ностальгии. В ней мы сталкиваемся с поэтизацией и эстетизацией не слишком давнего советского прошлого, его культуры, с утверждением человеческих ценностей ушедшей эпохи. Заметим, что речь идет о 107