Page 114 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 114
дичку /массовому обществу/ особь ценной породу /русскую духовность/. Меняется не только образ культуры. Трансформация идет далее знаково-символического уровня, меняется система ценностей. Советское общество в некотором отношении воспроизводило большую деревню: подлинно значимой оставалась сфера производства. В массовом сознании доминировала задача сделать что-либо (вопрос "зачем сделать?" оставался на периферии массового сознания). Важен был сам процесс делания, он и признавался мерилом оценки личности (герои труда, стахановцы, ударные стройки, целина и т.д.). Постсоветское общество перешло к работе, нацеленной на человека. Задача его ублажить, насытить, реализовать все возможные и невозможные прихоти и желания стали целью и ценностной доминантой трудовой деятельности. Критерий успешности работы - жалкий прежде потребитель, "голосующий" своим рублем. Это - глубокая культурная революция, которая значительно сильнее фиксирует движение на Запад, чем вестернизированная массовая культура, Массовое общество называют еще потребительским обществом, но для России эта оценка пока преждевременна: слишком немногочислен и худосочен слой активных потребителей (использованы наблюдения Игоря Яковенко. Указ. Соч., с. 393). Антизападные настроение в первые годы XXI века, проникшие в сознание массового человека, мгновенно исчезнут при любых попытках перехода к политике изоляционизма, не говоря уже о прямом противостоянии, ибо не предполагают готовности лишиться чего-либо из достижений последнего десятилетия: образ жизни, информационная и личностная свобода, товары, вовлеченность в мировой контекст и т.д. В обществе в целом происходит нормальный процесс коррекции представлений о Западе, а, значит, и о самой России. Изживаются мифы, уточняются акценты, обнаруживается, что евро-атлантическая цивилизация, как и российская цивилизация ставят перед собой те же вечные вопросы - о смысле человеческого бытия, о предназначении человека. Ведь впервые эти вопросы прозвучали в философских исканиях Б. Паскаля, Б. Спинозы, И. Канта, - российская мысль смогла адекватно воспринять их идеи только к середине XIX века. Рождаются новые мифы. К популярному, буквально идиоматическому выражению "русская духовность" желательно относиться с максимальной долей критичности" т.к. существует серьезное подозрение: а существовала ли она в реальности? В том мифологизированном представлении о ней, которое включает в себя синкретику язычества и христианства, В. Соловьева и В. Ленина, славянофильства и национал-большевизма" К. Маркса и Л. Гумилева, - 112
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119