Page 111 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 111
формирования массового общества, стихийный и неуправляемый, идет такими ускоренными темпами, которые и не снились Западу. В культурном отношении западная цивилизация трехслойна: небольшой, но влиятельный и стабильный слой духовной и интеллектуальной элиты, многочисленный, широкий и мощный слой хорошо образованного среднего класса, который преимущественно воспринимает и транслирует духовные ценности, поступающие из верхнего слоя, и является его неиссякаемой подпиткой, и - низовой, нередко маргинальный слой общества, которому нет дела до этих ценностей, но зато он обладает той субкультурой, которая вполне соответствует его потребностям. Тем не менее, все три слоя находятся в состоянии постоянной диффузности, между ними возможен обмен ценностями. Так было, например, с рок-культурой, которая начиналась как типично маргинальное явление, но со временем получила признание в элитарном слое, в свою очередь индуцировав из него ценности, в которых она первоначально не нуждалась. Российская цивилизация со времен Петра Великого двухслойна: тонкий, маловлиятельный и нестабильный, убывающий слой духовной элиты (качественно не совпадающий с аналогичным слоем зал" цивилизации), - и почти сразу же, без среднего слоя - вся масса населения, в принципе образованного и профессионально подготовленного, но в духовном отношении ориентированный) преимущественно на массовую культуру, в лучшем случае - на суррогаты высокой культуры, адаптированные, упрощенные и оглупленные: на "культуру- дайджест". Это та среда, которую еще Л. Толстой назвал "власть тьмы", В этом слое в последние годы процветает патриотизм лавочников. На Запад модно смотреть свысока и презирать его, особенно Штаты. "Мне часто приходится разговаривать с молодежью лет 18-20, на которую свойственно возлагать надежды как на поколение, не испорченное "совком". Увы, все это вздор. Например, московское студенчество, ограниченно, абсолютно некритично к происходящему на родине... Идиотски архаичная система образования с нелепыми вступительными экзаменами, невозможность частого перехода из вуза в вуз, как за заграницей, чтобы поучиться везде лучшему, с давно отставшими от жизни тщеславными преподавателями, с ненужными предметами, со взяточничеством, с авторитарными отношениями по линии студент - профессор. И ей гордятся, считая лучшей в мире, самые молодые!" (из книги М. Артемьева "Почему". М.,2004), Массовое общество нуждается в массовой культуре, но уже иного пошиба, нежели советская культура. 109