Page 112 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 112
Воспитание эстетических вкусов, этических начал и прочих замечательных вещей практически не координируется в процессе становления массового общества. Воспитание идет стихийно за счет четырех социальных сфер. Воспитывает школа. Воспитывает плохо, но воспитание все равно происходит. Воспитывает семья - худо-бедно, но она пока это еще делает. Воспитывает Церковь. Пока плохо, в крайне малых формах и неумело. И, наконец, воспитывает зона, лагерь. Вот эта-то сфера больше всего преуспела в воспитании. И началось это "антивоспитание" не сегодня, а с начала 50-х гг., когда после смерти Сталина в общество влилась огромная масса амнистированных людей, со своей, сложившейся за долгие годы субкультурой и системой ценностей - и сразу же - резко повлияла на усиление криминально- блатного вектора в советской культуре. Да и что другое могло быть в стране, где чуть ли не каждый второй "сидел"? С того незапамятного времени начинается перманентное увлечение молодежи блатной романтикой, а ныне для большинства молодых люмпенизированных людей отсидка в зоне - своеобразная форма мужской инициации, как в традиционных общинах, они рвутся туда, чтобы потом гордиться отсиженным "сроком" как знаком доблести. И не столько западная, как многие наивно полагают, сколько лагерная субкультура рвется сейчас на экраны телевизора, проникает в песенные шлягеры, вторгается в быт, внося весь свой цинизм, сленг, сквернословие и жестокость, свою своеобразную эстетику. Западные атрибуты массовой культуры - это лишь ширма обычной русской пошлости. Именно лагерь делегирует в юношескую среду своих лидеров, которые имеют у детей огромный авторитет. Массовое телевизионное сознание и массовая культура, таким образом, имеют две составляющих: это пена западноевропейской цивилизации и лагерный дух / жаргон, законы и прочее/. Отсюда, к вечным русским вопросам "кто виноват?" и "что делать?" на рубеже столетий прибавился еще один роковой вопрос интеллигенции: "как нам обустроить быдло?" Наличие этого нового вопроса подтверждает Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.", в которой современное состояние духовных ценностей характеризуется как резко сниженное в результате аморфного воздействия воспитательных факторов российской культуры, искусства и образования, постепенная утрата обществом традиционно российского патриотизма, широкое распространение равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессивности, 110
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117