Page 45 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 45
Е.М.: Полагаю, что и здесь всё же может быть "зависть", хорошая (а, может, и нехорошая тоже) зависть: "а почему я не в силах пойти на такую жертвенность?!" Может, я немножко разойдусь с Александром Исаевичем, но думаю, что элита всегда должна быть жертвенной, даже при самом благополучном обществе. И меньшинством в идеале она не обязана быть: нужно стремиться, насколько это возможно на грешной Земле, чтобы все стали "элитой", вопреки изначальному ограничительному значению понятия. Д.И.: Вот из этого многоуровневого социального, культурного, психологического пласта и вырастает моя педагогическая концепция элитарного образования. В сфере образования под благами следует понимать те духовные и интеллектуальные ценности, которые предлагаются учащимся. Если их объем, уровень преподавания, степень инновационной значимости значительно превышает стандартны образования в общеобразовательной школе, то, следовательно, мы будем иметь форму элитарного (или элитного образования). Социальный и материальный факторы при отборе учащихся не являются критерием элиты, хотя могут повлиять на обретение духовных благ вне рамок учебного заведения как положительно, так и резко отрицательно. Но в идеальном варианте элитарного образования эти факторы не учитываются. Обучать всех детей методами высоких технологий, к числу которых по общепринятой классификации принадлежит интегральная диалогика, нельзя. Е.М.: И опасно… Д.И.: Думаю, мы хорошо понимаем друг друга. Массовая школа губит детей с нестандартными формами мышления, с глубокими интересами в какой-то области науки или культуры. Я понял это еще в 60-хе годы и всегда старался находить детей с гуманитарными формой мышления, с правополушарным мышлением. Это не "одаренные дети" (расхожий и неправильно понимаемый термин), но способные в какой-то одной, поглощающей их сфере деятельности, достичь высоких результатов. Часто они принадлежат к категории детей с высокой степенью обучаемости, но могут показывать и катастрофические результаты в сфере математических и естественных наук. Таков их менталитет: любознательные книгочеи или странники по сети Интернета, мечтатели, обладающие системой ценностей, которую приходится скрывать от сверстников, опасаясь насмешек; в обычной школе им не только неуютно, но порою и страшно. Вот для таких детей необходимы образовательные учреждения нового типа: гимназии, лицеи, колледжи. В них ребенок обретает столь 43
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50