Page 43 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 43
значение, то рано или поздно добьемся, что оно будет основной версией понятия. Извините, что перебил. Д.И.: Ни происхождение, ни богатство, ни власть не являются для моего оценочного критерия признаком элиты. Напротив, очень часто я наблюдаю, что люди, возомнившие себя элитой на основании перечисленных выше признаков, в действительности по своим этическим, эстетическим качествам принадлежат к совершенно противоположной категории к категории "быдла", в том числе – и в творческой среде. "Быдло" - не оскорбление, не ругательство. Это стиль поведения, образ мышления, образ жизни. Как термин он входит ныне в категориальный аппарат социологии и социальной психологии. Расширенная дефиниция понятия "быдла" принадлежит В.А. Разумному и особенно точно описал этот, далеко не новый для России феномен, социолог Игорь Яковенко. Чаще всего он предстает в образе хама, обрадованного тем, что "начальство ушло" (из В. Розанова). Вот почему названные специалисты считают, что к быдлу следует отнести 2/3 населения России. Рост объясняется тем, что раньше, все-таки, начальства боялись, а как пользоваться свободой русского человека никто не научил. Е.М.: Мы с Вами, по-моему, здесь не расходимся: приоритет учителя должен быть предоставлен духовности и культуре. Д.И.: Подлинной культуре! …Быдло всегда себе на уме, знает, как из любой ситуации "выжать" максимальное количество благ лично для себя. И. Янковсий очень удачно назвал эту неискоренимую потребность быдла извлекать из всего выгоду простонародным словом: "хитрожопость". В то же время быдло труслив, подобострастный лакей с вышестоящими. Однако, он отыгрывается на нижестоящих, или на тех, кто не способен действовать его методами. Раб и тиран в одном лице, быдло легко становится мучителем и палачом. Принадлежность к сословию интеллигенции значения не имеет, поскольку среди нее много "образованцев". Интеллигентом он является только по социальной роли. Е.М.: Я бы отметил такой момент, касающийся идеи термина "быдло". Все-таки она (не научное значение, а идея) носит оскорбительный характер. А нашему человеку так свойственно: идею понятия "элита" (поскольку оно положительное) не замечает и использует нынешнее ее операциональное значение. А вот в отношении "быдла" идея-то как раз и замечается (поскольку она отрицательная), а об операциональном, прагматическом значении понятия мало кто догадывается, а, догадавшись, все равно не признает. Может, со временем в научно-социологической литературе будет 41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48