Page 27 - tom-1t
P. 27
тива делают и что-то общественно полезное. Но ведь дело не в наших эмоциональных оценках, а в том, что общество дви- жется к катастрофе. И нужен диагноз, прежде чем начать лечение. Прошумел сериал "Школа"…. Многие возмущались: такого в школе быть не может! Конечно, школы разные и са- мый опытный педагог не может этого не учитывать, пере- ходя из одной школы в другую. Кроме общекультурного уровня государства в этом плане имеют значение культурный уро- вень города (села, микрорайона), микрорайона, школы, кон- кретного класса. И опытный педагог, успешно использующий арсенал своих педагогических средств в одной школе, может оказаться совершенно беспомощным в другой школе, в другом классе. Просто об этом не принято распространяться. Про- сто совершено беспомощные наши органы образования и ака- демия педагогических наук ищут "крайних" и находят его в учителе. И зачем же тогда наши органы будут давать повод думать, что только что упомянутая иерархия имеет какое- либо значение? Уже на протяжении нескольких десятилетий эта своеобразная педагогическая лысенковщина заявляет, что первопричиной всех бед является учитель и именно учитель. Каким образом миллионы учителей оказываются слабоумны- ми, пройдя через высшее педагогическое образование, этот вопрос умалчивается. Лозунг "Нет плохого ученика – есть плохой учитель" лишь один из демагогических инструментов бития учителей по голове и защиты педагогической номенк- латуры. Не вдаваясь в детали этого лозунга, попробуем при- менить его в более широком плане и на тех же основаниях, на которых он применяется к учителю: "Нет плохих учителей – есть плохие директора", "Нет плохих учителей – есть плохие педагогические ВУЗы", "Нет плохих директоров – есть плохие органы образования", "Нет плохих органов образования – есть плохое министерство, плохая академия педагогических наук", – пойти дальше в этом декларационном списке? Так вот, школы – разные. Я лично смотрел сериал и ду- мал о том, что от такого класса и от таких учеников лично я не отказался бы. Показанная школа, наводившая ужас на всю страну, – совсем не из самых худших. При всей своей педагоги- 24