Page 31 - tom-1t
P. 31
цессу учебы, то почему ученикам не пойти дальше по этому пути? Результатом стала система массовых прогулов. Мне часто приходится ходить мимо одной из школ города. В промежуток от 10 до 13 часов возле неё непрерывно клубят- ся ученические массы. Можно подумать, что в это время в ней отменены все уроки. Одни дети идут домой, потому что "Мария Ивановна заболела", другие – потому очередная "Мария Ивановна уехала на курсы", третьи просто сбегают с уроков или опаздывают на них. Это система. 3. Третья напасть, поразившая школу с тех же хрущевских времен, это непрерывный, непродуманный эксперимент над школой – как систематическое надруга- тельство над интересами родителей, учеников и учителей. Как непрерывное пренебрежение и ломка накопленного учи- телями опыта вплоть до полного отрицания значения этого опыта под демагогическим лозунгом непрерывного его со- вершенствования. Ломка и совершенствование, однако, это не одно и то же. Совершенствование уважает накоплен- ный опыт и позволяет идти дальше. Ломка же произво- дится номенклатурным указом, никакой подлинно научной или педагогической основы не имеющей – просто изобрете- на она в очередном научно-номенклатурном разделе, рассчи- тывающем получить на свой проект значительные государ- ственный деньги. Так прошумел липецкий метод, поломав- ший накопленный учительский опыт и сам бесславно унес- шийся в небытие. Отшумели уплотненные опросы, техниче- ские средства обучения, программированное обучение, теле- визионные уроки и другие методы. Затем был метод Шата- лова, кстати, достаточно полезный в определенных отноше- ниях, но скомпрометированный номенклатурным подходом. Да, были и полезные методы, но поскольку они были навя- заны, их ждала незавидная судьба. Особенно незавидная судьба ждала саму школу, неизвестно каким чудом полно- стью не рухнувшая под ударами этих экспериментов. Ну а новейшие времена, последние двадцать лет? Количество экспериментов (типа "проектный метод" и т.п.) лавинооб- 28