Page 30 - tom-1t
P. 30
перь говорится спокойно), 2) можно особенно не учиться, поскольку дальнейшее обучение будет обеспечено деньгами родителей, 3) немногочисленная группа учащихся, готовых приобретать знания при любых условиях и пойти учиться дальше – честь им и хвала, но большая часть этих учеников материально не обеспечена, и их ждет большое трагическое разочарование. Такова внешняя стимуляция учащихся средней школы к обучению. Если это не катастрофа школы, зачатая в хру- щевско-брежневские времена и разразившаяся сейчас, то что это тогда?! 2. Отношение к знанию в жизни школы Пренебрежительное отношение к учебе, к умственному труду, к знаниям произошло еще в хрущевскую эпоху, когда введение в школе трудового обучения преподносилось как компенсация "недостатков" умственного труда и приобрете- ния знаний. В результате был нанесен пропагандистский удар по системе образования, повторявшийся непрерывно в течение десятилетий. Это пренебрежительное отношение к процессу умственного труда вошло в крови и плоть школь- ной жизни. Это оно явилось основой (наряду с соображе- ниями финансовой экономии) для узаконенного пропуска учениками занятий. Во-первых, ученики по очереди дежурят в столовой (это означает пропуск занятий), они проводят всевозможные трудовые десанты, подготовки к разным иг- рам и соревнованиям, делают текущий ремонт или уборку в школе, затем их забирает военкомат и т.д., и т.д. до беско- нечности – и все это за счет уроков, а иногда еще и домаш- него учебного времени. Учеников можно снять с занятий по любому пустяковому поводу. Так строится система ценно- стей в современной российской массовой школе. Нужно ли говорить, какое катастрофическое (я уже дважды исполь- зовал этот термин) это имеет не только для получения зна- ний, но и для отношения учащихся к учебе? Школа сама организовала этот негативный процесс. Естественно, если государственная школа так наплевательски относится к про- 27