Page 29 - tom-1t
P. 29
как и рабочая аристократия), которая хорошо оплачивалась: ядерная и космическая физика, например. Хорошо получали профессора и академики. Работники же системы школьного образования были стабильно нищими по отношению ко мно- гим другим интеллигентским прослойкам. Следует отметить, что хотя устройство на важную руководящую работу и тогда определялось наличием блата, для получения высокой долж- ности одного только блата было недостаточно: нужно было получить высшее образование хотя бы на троечку с мину- сом. Кроме того, тогда блат мог быть и приобретенным. По крайней мере, амбициозные молодые люди работали над своими связями, проявляли и свои интеллектуальные спо- собности, иногда и угождали – и достигали необходимого. Вот в этом блатном соусе варилась вся страна. Но блат блатом – он всё же имел свою ограничительную планку и был в какой-то степени подвижен. И в этой подвижности была некая количественная стабильность. Что произошло далее, мы знаем. Блат стал вседовлею- щим. Уже и тройки не нужно: достаточно иметь определен- ное количество денег, чтобы купить диплом. Отпала практи- чески вся интеллигентская аристократия, в одно мгновение превратившаяся в тех же нищих, что и прежние интелли- гентские нищие. Одаренные молодые люди, заканчивая ны- нешние университеты и академии с красными дипломами, но не имеющие достаточно богатых родителей и обширных связей, годами не могут найти работы по специальности, и, в конце концов, попросту забывают о ней. Все это не может не сказаться на стимуляции к обуче- нию в средней школе. Стимуляция (мотивация) и раньше была не наилучшей из-за своего крайне утилитарного харак- тера. Теперь же в стимуляции учебы через получение буду- щей профессии произошла настоящая катастрофа. По отно- шении к обучению учащиеся разбились на три четко обозна- ченные группы: 1) те, кто считает, что им образование – "по нулю", поскольку они не будут продолжать учебу (в ней ни- каких перспектив нет), а, следуя родителям, займутся при- быльным бизнесом или уйдут в криминал (о последнем те- 26