Page 28 - tom-1t

 

 

 

 

 

Page 28 - tom-1t
P. 28

            ческой запущенности, у учеников показанной школы глаза све-            тятся  разумом,  ученики  способны  размышлять,  сопережи-            вать.  Ну  а  когда  –  дети  наркоманов,  алкоголиков…,  когда  в            глазах  беспробудная  злоба,  смеющийся цинизм,  почти  полное            отсутствие  разума?!  Это  страшно!  Почему  же  фильм  не            явился  зажигалкой  общественного  мнения?  Почему  общест-            венное мнение потухло? Видимо что-то еще не произошло из            ряда вон выходящее, что рано или поздно должно произойти,            что зажжет общественное мнение хотя бы на том уровне,            на котором оно оценивает дедовщину, положение в милиции –            и, как всегда, с опозданием.            1.  Общественная потребность в знании                  Уже  в  хрущёвско-брежневские  времена  массовая  по-            требность  в  знании  носила  утилитарный  характер.  Лозунг            рабоче-крестьянской власти сам по себе подразумевал полу-            чение  утилитарного  образования,  поскольку  получение            высшего  образования  автоматически  выводило  человека  из            рабоче-крестьянского сословия в интеллигентскую прослой-            ку, к которой советская власть относилась как ко вторично-            му и идеологически второсортному материалу. Поэтому чис-            то познавательные функции образования, сталкиваясь с этим            идеологическим танком, отступали. И это не могло не опре-            делять стимулы получаемого образования и его характер.                  Что же могло в те времена подтолкнуть человека к по-            лучению высшего образования? Во-первых, выбытие из ра-            боче-крестьянского  сословия  могло  компенсироваться  хо-            рошими деньгами и продвижением по службе, если амбиции            или связи позволяли попасть в управленческий аппарат или            в  престижные  отделы  науки.  Справедливости  ради  следует            все же сказать, что основная часть научных кадров пополня-            лась не столько за счет связей, сколько за счет талантливых            людей, – но это было исключением из общего правила. Во-            вторых,  по  окончании  высшего  образования  какая-никакая            работа по специальности была обеспечена.                  Интеллигенция по отношению к ней государства была            неоднородной.  Была  интеллигентская  аристократия  (равно                                           25
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33