Page 132 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 132
Так кто же тогда Богоматерь - Мать мира или беспомощная мать-покровительница только русского народа? Сумбурность, частая алогичность текстов, поверхностное, на уровне терминов, представление о сложнейших религиозных системах, но претендующее на откровение о некой вселенской полуязыческой, полухристианской религии явно снижают возможности поэтессы. Стих неряшлив, частая инверсия ради рифмы, очень упрощенной. Одно из стихотворений начинается так: "Наш ум подобен обезьяне И ищем мы во всем изъяны", Ну зачем же, Вы, так об обезьяне? Чем она виновата? Только тем, что человеку подражает, это его ум может создавать химеры и не видеть в них ни малейших изъянов. Замедлите свой бег к Солнцу, вспомните, что оно погубило отважного Икара. Ведь есть у Вас очень хорошее стихотворение "По воле Бога я дышу", без всяких суперрелигиозных фантазий, и оно талантливо. Ваше право - верить во что угодно, но совсем не обязательно воплощать свои сакральные чувства в неважных стихах. С.Д. Чернягина, насколько я знаю, старейшина поэтического цеха г. Чапавска. Человек старшего поколения, естественно, сохранивший давно сложившейся стиль поэтического творчества, представления о смысле и назначении поэзии. Подобную поэзию я читал и 30, и 40, и 50 лет назад. Л. Татьяничева, О. Фокина, И. Снегова - вспоминаю первые пришедшие на ум имена советских поэтесс. Это хорошая, "правильная" поэзия. Но скучная. Текст одного стихотворения можно легко "наложить" на текст другого, особенно лирику о природе - и не заметишь, что изменилось в результате. Мотивы пантеизма, но слишком приземленного. Естественный соблазн "ностальгии" по прошлому. Стихи о трагедии войны, изломавшей судьбы простых людей, наверное, написаны кровью сердца автора, это непреходящая боль памяти ее лирической героини. Но почему так банально изложена эта тема? Скорее, здесь рифмованная проза, а поэзия тут и не ночевала. Из-за этой банальности, избитости образов даже сочувствие-соучастие приходится из себя буквально выдавливать, собрав все запасы эмпатии. Почему? Потому, что не возникает поэтический катарсис - высшая точка напряжения, освобождения и очищения. Без силы катарсиса самая трагичная тема предстанет будничным событием. Когда С. Чернягина выходит за пределы привычного ей лейтмотива, рождаются стихи с оригинальным сюжетом и развитием темы. "Там, где душа его вечно живет" - о молодом Пушкине на свидании с девушкой-крестьянкой. Все бы хорошо, но вот знать бы поэтессе, что после таких свиданий у крепостных девушек рождались дети, о которых поэт поручал 130