Page 135 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 135
виртуальный образ собеседницы Иллы. Лирика Е. Гуреева вызывает более древние ассоциации: поэзию миннезингеров, трубадуров, труверов... Он был бы своим среди тех, кто славил рыцарскую любовь и культ служения даме в средневековых замках , на поэтических турнирах. Героиня его лирики таинственна, как "незнакомка" Блока, поэт заранее готов простить ей и лукавство и недосягаемость. Мужское целомудрие в поэзии говорит о любви гораздо больше, чем неприкрытая страстная эротика. Автор сильнее верит в мудрое волшебство любви, чем в призывы, упреки, сожаления о потерях /когда их много - это уже не потери/. Его стихи-послания напоминают своей сдержанной страстью письма П. Абеляра к возлюбленной Элоизе. Философско-научные интересы автора гармонируют с темой космоса и религии /"Марсианка", "Озоли"/. Программным можно считать стихотворение "Ее, нареченную Евой /Все королевой зовут". Это о современной Еве, Венере, Мадонне – той женщине, которую наше время упорно стремится лишить женственности, но она существует, как бы ни был к ней жесток и похотлив мир. Вероятно, В. Гурееву близко учение В. Соловьева о "вечной женственности", так как его тема в поэзии - постижение смысла любви /так называется знаменитый цикл статей русского философа/, а некоторые поэтические образы и метафоры адекватны поэме "Три свидания". В случае Е. Гуреева можно говорить о синкретичности темы земной любви с темой божественной эротики, той скрытой синергийности любви мужчины к женщине, которая создала средневековый культ мистической любви к Розе /"Роман о Розе"/, Приснодеве-Мадонне. Тема эта очень волновала А. Пушкина и Ф. Достоевского. "Жил на свете рыцарь бедный / Молчаливый и простой / С виду сумрачный и бледный/ Духом смелый и прямой./Он имел одно виденье/ Недоступное уму…" /цитирую по памяти/. "Рыцарь бедный" - название главы в романе о князе Мышкине. Быть сегодня поэтом-рыцарем очень не просто и не легко. Тема вечного мирового эроса обязывает к строгой работе со стихом. У Е. Гуреева трудно найти что-то, созданное наспех. Поэтический ритм, рифма, метафоричность рождают внутреннюю гармонию его лирики. "Хозяйка" виртуального клуба поэзии Илла Истрицкая. удачно смоделированный персонаж", о котором я тоже писал, вероятно, имеет в лице Е. Гуреева поэтического наставника. Явно, что конкретная личность за именем "Илла" скрывается. В ее поэзии, кроме мистической красоты, космических мотивов есть еще довольно сложные построения о неизбежной связи добра и зла, от которой не свободна и самая искренняя любовь, т.к. с неизбежностью существуют ревность и соперничество /"Черное озеро"/. В этой поэме оригинально 133