Page 134 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 134
по памяти/. В песенном жанре у автора много "красивостей"; вполне возможно, что эти тексты выражают страдания души поэта, но эстетика пошлости, к сожалению, берет верх над искренностью чувств. Таково стихотворение "Снежная сказка" - в своем роде классический пример альбомно-тетрадочного жанра девочек-учениц ПТУ. Некоторые стихотворения просто пародийны /"Хризантем белоснежный букет", "Спасибо тебе"/. В начале XX в. была знаменитая пародия на подобную лирику: "Под душистою веткой сирени пред тобой я упал на колени...". Пошлость неистребима и неумираема. Если подобная песенно-поэтическая "лирика" вызывает восторг у слушателей, то это всего лишь свидетельствует о соответствующем этой поэзии эстетическом вкусе публики. Насколько я знаю, он никогда не был высоким, сейчас же тем более. "Какое время на дворе - таков мессия". Называть В. Семендяя поэтом-бардом у меня просто не поворачивается язык: я еще не забыл, кого так называли в России. Расстояние не соизмеримо. Но вот лирико-пейзажный жанр В. Семендяя - явление очень интересное. Ассоциативность, склонность к парафразам, видимо, обязательное условие для его творческого метода. Стихотворение "Зимы последний день": "Вчера теплее было, - сегодня Молодит", С утра зима застила, Снежок слегка хрустит". А теперь вспомним знаменитое: "Зима не даром злится, Прошла ее пора, Весна в окно стучится И гонит со двора". Может быть, у чапаевского поэта есть и стихотворение "Торжество зимы", у Пушкина тоже неплохая поэтическая канва. Напевные, много говорящие уму и сердцу русского человека стихи "Осень и ностальгия", "Вербное". И - скользящие легкой тенью Мотивы Я. Полонского, И. Сурикова, И, Никитина, Ал. Кольцова, С. Клычкова, П. Орешина. Читая "Вербное" я не мог не вспомнить цикл знаменитых когда-то "триолетов" И. Рукавишникова. Возможно, это объясняется единым архетипом автора: этих русских поэтов и В. Семендяя. Допустим, что перед нами "архетип-Гесиод" /древнегреческий поэт 8-7 вв. до Р.Х. в "Трудах и днях" рассказавший о сельской жизни и природе/ Дело в том, что в стихотворениях пейзажного плана меняется архитектоника стиха - это хорошая лирика, в отличие от другой, небрежной - и наполненной тривиальными рифмами и штампами любовной тематики / в песне это сойдет !/. Может быть, В.Я. Семендяю отказаться от услуг муз Эрато и Эвтерпы? И всерьез заняться буколической поэзией? Не будет бурных аплодисментов, но будет хорошая лирика. Е.М. Гуреев посвятил свою лиру воспеванию женщины. Женщина-мать, возлюбленная, женщина-друг, - к ним обращается его лирический герой. Одна из ипостасей "прекрасной дамы" - и живой, и 132