Page 133 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 133
заботиться своим друзьям, если это были мальчики. Великий поэт был далеко не бестелесным, на свидания ему пробираться не требовалось: "девок" поставляла Арина Родионовна, которую Пушкин подкупал вином - любимая няня была алкоголичкой. Вел он себя как тысячи молодых дворян его эпохи и не стыдился этого. Я, пожалуй, зря придираюсь, откуда это может знать С. Чернягина? М. Цветаева и А, Ахматова знали, и о любовных похождениях поэта никогда не писали. Но такой вот "катарсис". Стихотворение "Талая вода" навеяно мотивами славянско-языческой мифологии. После выхода в свет во второй пол. XIX в. 3-томного исследования А.И. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" русская литература начала осваивать территорию русской мифологической школы, У Афанасьева есть глава "Вода". На рубеже веков этот и другие сюжеты мы находим в поэзии молодого И. Бунина" С. Городецкого, Н. Клюева... Не обошли их стороной и поэты- символисты. После более, чем столетнего перерыва 3-томник дважды издавался, с 90-е гг. С. Д. Чернягиной делает честь, если она эти огромные тома просматривала. Впрочем, поверье в народе было давно известно. Стихотворение производит впечатление своей концовкой: героиня ведь обманом, с помощью ведовства добивается любви своего избранника. В народе такой "приворот" считался делом бесовским. В книге С. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила" есть глава "Вода-царица" - об этом. Широко известный обычай усиления женской красы давно заменен косметикой, женщины ныне знают секреты посильнее волшебства. С. Чернягина может писать очень сильные стихи. Таков "Диссонанс": "А грустный дождь все плакал, плакал, плакал..." Это так напомнило мне гениальное стихотворение П. Верлена! О поэзии В.Я. Семендяя ранее я уже сказал несколько слов. В моем распоряжении есть другие тексты поэта, что позволяет расширить аналитический диапазон, т.к. "истина конкретна". Автор - приверженец двух жанров: песенно-эстрадного, преимущественно с любовной тематикой, и пейзажно-лирического, Его творчество демонстрирует знакомство автора с мировой и русской поэзией, но несколько поверхностное. В песне "Музе" припевом являются строки: "Пусть придумал тебя я / Как Петрарка Лауру, в стихах..." Петрарка не придумывал Лауру. Он всю жизнь любил ее такой, какой впервые увидел в Авиньоне в 1327 г. - юной девушкой - и посвятил ей свыше 300 стихотворных произведений, большинство из которых знаменитые сонеты. Узнав о ее смерти, он напишет самую мрачную в мировой лирике строку: "Вошел я в лабиринт, в котором нет исхода" /цитирую 131
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138