Page 39 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 39
В-третьих, - возвращение долга памяти молим предкам, жившим и служившим на благо России в X\/III веке, и – выполнение долга перед детьми и внуками, которые должны знать, - кто же им предшествовал в N – ом поколении. Никто, кроме меня, этот долг выполнить не может. Современной социологией и политологией я больше не занимаюсь. На ближайшие два десятилетия в главном направлении развития общества России худо-бедно все просматривается, и это направление не пробуждает во мне инстинкта исследователя. А потом меня не будет, ничего не поделаешь. Поэтому я хочу больше оставить детям и особенно внукам. Мне бы очень хотелось, чтобы они жили среди людей, умеющих мыслить и жить достойно. Отсюда: воспитание и восстановление исторической памяти. Е.М. Ваши книги и статьи часто затрагивают непростые вопросы нашего общественного бытия и вызывают взаимоисключающие отклики. Почему так происходит? Д.И. Наверное, как раз потому, что затрагивают непростые вопросы, на которые я и сам нередко не знаю ответа. Но поставить вопрос (вспомните методологию науки, в частности, книгу Т. Куна "Структура научных революций"), - это уже наполовину решить проблему. Кроме того, многое зависит от совпадения архетипа автора и архетипа читателя, а еще больше – от уровня культуры и образованности читателя. Вспомните полемику годичной давности. Ну что я мог поделать с читателем, который метафизику называет лжеучением? Или с другим читателем, считающим себя марксистом, но сообщающим о святая святых диалектического марксизма – спиралевидной модели развития общества – что это реакционная теория вечного возвращения? Я могу лишь сказать: бедные Гегель и Маркс с Энгельсом, получившие таких наследников. На семинарах и "круглых столах" в институте философии, истории, социологии РАН мне приходилось выступать с куда более радикальными, антимифическими заявлениями, не сглаживая углов, а предлагая рассмотреть проблему или изнутри, или со стороны другого (т.е. эмпатически). Вот, например, вопрос, который я предложил рассмотреть на "круглом столе" в Институте отечественной истории. Какой характер носила вторая мировая война с конца 1944 г. со стороны СССР и со стороны Германии? Пришлось признать, что со стороны Советского Союза она уже не была "отечественной", а вот со стороны Германии приобрела именно такой характер. Мне даже подсказали: война 1612 г. носила характер отечественной до изгнания Наполеона из России. 37
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44