Page 20 - МИР-2
P. 20
шейся лишь в начале 1990-х годов (Прим.1), обусловила известную избиратель- ность в подходе к произведению, когда более или менее глубоко и убедительно комментировались отдельные "узлы", а дополнительные смысловые и стилевые оттенки, возникающие за счет их "сцепления", выпадали из поля зрения. Все это свидетельствует о том, что дальнейшее исследование "Красного ко- леса" невозможно без постижения данного произведения как особого художест- венного целого. Движение к решению этой задачи требует, естественно, немалых усилий и длительного времени. В частности, необходимо внимательное и непред- взятое обсуждение вопроса о соотношении общей концепции исторического про- цесса и принципов организации внутреннего мира произведения. Цель настоящей работы – наметить возможные подходы к его освещению. Коллизии, потрясшие Россию в первые десятилетия ХХ века, воплощаются в "Красном колесе" как часть общемирового военно-революционного цикла, при- чем в полной мере учитывается и то немаловажное обстоятельство, что Россия обладала еще и своим собственным кризисным ритмом. Резонирование различных кризисных тенденций и породило в конечном счете гигантский взрыв, отождеств- ляемый обычно с так называемой "социальной революцией". В художественной целостности "Красного колеса" преодолеваются прямо- линейно-упрощенные историко-философские схемы и представления, в частности, и тезис об определяющей роли "заговора" узкой группы политиков, звучавший в печатавшейся отдельно "сплотке" отрывков под названием "Ленин в Цюрихе", и утверждается представление о развертывании последовательно-параллельных, поглощавших и в то же время дополнявших друг друга революций – общеграждан- ской, рабочей, солдатской, этнической, психологической и так далее. Как известно, человек, будучи историческим феноменом и создавая некую концепцию истории, осмысливает и "себя самого, свою философию и психологию, свое прошлое, будущее, свое назначение в мире, структуру своих отношений с природой, социумом; концепция истории (...) есть не что иное, как универсальный самоанализ"; концепция истории в художественном мире выступает как синтез концепций личности и среды, реальности, того бытия, в котором она существует и функционирует.(Прим.2) С этой точки зрения "Красное колесо" представляет интерес и как произве- дение, отражающее некоторые важные процессы, происходящие в мировосприятии человека ХХ века. Дело в том, что в художественном целом "Красного колеса" наблюдается преодоление так называемого "логического фундаментализма", пред- ставляющего собой, по меткой характеристике современного исследователя В.Алтухова, "метапринцип познания", "совокупность разнообразных процедур и их результатов, которые заключаются в сведении эмпирического многообразия явле- ний, их свойств и характеристик к некоторому выделенному "ядру", выступающе- му основой (...) многообразия", а применительно к изучению общества означающе- го "стремление вычленить в сети общественных отношений первичную базовую структуру, придав ей значение фактора, определяющего развитие всех других под- систем и сфер общества", и переход к "многомерному мышлению". Оно, как отме- чает тот же исследователь, "предполагает, что в пространстве между известными категориями, понятиями, (...) между различными общественными формам возмож- но образование новых категорий, (...) социальных, политических, художественных форм – самостоятельных, имеющих собственное содержание, а не являющихся подвидами, промежуточными звеньями уже известного", и опирается на принцип дополнительности, утверждающий, что "существенные стороны явления могут – 18 –
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25