Page 21 - МИР-2
P. 21
выступать не как взаимоисключающие противоположности, а как (...) разные, до- полняющие друг друга стороны".(Прим.3) Кстати, предшествовавшие "Красному колесу" крупные произведения А.И. Солженицына – "Архипелаг ГУЛАГ" (1958- 1968, 1979) и "Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни" (1967-1976, 1990) – несут на себе явственный отпечаток именно "логического фундаментализ- ма", поэтому весьма плодотворным было бы сопоставить эти произведения, чтобы проследить определенную эволюцию писателя. Возникновение и становление многомерного мышления повлияло, естест- венно, и на процессы зарождения и развития новых, порой демонстративно нетра- диционных систем формообразования в искусстве, и прежде всего так называемой "открытой формы", важнейшие особенности которой присущи и поэтике солжени- цынского "Красного Колеса". Контуры этой тенденции, по мнению большинства исследователей, обозначаются еще в самом начале нашего столетия, под мощным воздействием напряженных поисков ряда авторитетных философских течений (ин- туитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля, "критическая онтология" Гартмана, эмпириомонизм Богданова, бердяевская "версия" экзистенциализма и др.), утвер- ждавших, в различных модификациях, идею восстановления прав реальности. Реа- лизация этой задачи связывалась с определением путей преодоления субъективиз- ма индивидуально-психологического восприятия мира. В идеале это движение должно привести к достижению "абсолютного видения", особой разновидности познания, позволяющей добиться полного отождествления объекта и субъекта и, следовательно, соприкоснуться с истинной сущностью мира (эта формула принад- лежит Н.А.Бердяеву). Требование "абсолютного видения", предъявляемое к художественной кар- тине мира, способствовало усилению акцента на познавательной функции искусст- ва. Одним из первых проблему "абсолютного художественного видения" поставил П.А.Флоренский в работе "Смысл идеализма", опубликованной в 1915 году, и его размышления позволяют многое объяснить в истории искусства ХХ века. По мне- нию философа, подлинный художественный синтез воспринимаемого мира может родиться только в достаточно отдаленные "друг от друга моменты и под весьма различными углами зрения". Такой подход П.А. Флоренский определил как гене- тический метод постижения действительности. Он позволяет художнику преодо- леть жесткую ограниченность единственной статичной точки зрения на мир и, сле- довательно, осуществить переход от субъективного к объективному ("абсолютно- му") видению, от личного к безличному. Такой переход, согласно П.А. Флоренско- му, означает прорыв искусства к "высшему сознанию", или "четырехмерному со- зерцанию".(Прим.4) Осуществление идеи "абсолютного видения" в искусстве предполагает раз- вертывание и сквозную обратимость множества точек зрения на объект изображе- ния. Естественно, данный эффект может быть достигнут с помощью различных средств. Применительно к "Красному колесу" – это монтажный принцип организа- ции художественного целого. Монтаж позволяет писателю резко расширить диапазон охвата тех или иных моментов бесконечно сложной по историческому содержанию действитель- ности. В "Красном Колесе" они соотносятся, как правило, но основе многоразветв- ленных контрастов, пронизывающих все уровни художественной структуры произ- ведения. Здесь следует отметить, что в ХХ веке, который проходит под знаком гло- бальных скачкообразных измерений, "катастрофических потрясений, взрезываю- – 19 –