Page 22 - МИР-2
P. 22
щих плотную ткань социальной детерминации, непроницаемых внеисторических семейных заповедей, повседневных поведенческих стереотипов"(Прим.5), монтаж не случайно получил очень широкое распространение. Варианты монтажных сис- тем в искусстве, в том числе и "Красное Колесо", обладают, наряду с общими, ти- пологическими свойствами, и своими собственными, неповторимыми чертами, о которых необходимо говорить особо. Подробный анализ выходит далеко за рамки настоящей работы. Остановлюсь кратко лишь на некоторых аспектах данной темы. В монтажно-образной многоплановости "Красного колеса" можно выделить три пласта, обозначив их так: реальный, представляемый, и символический. От того, какой из них признается доминирующим, во многом зависит трактовка про- изведения. В одном случае на первый план выдвигаются особенности чистой, так сказать, документалистики, в другом – социально-психологического романа и так далее. Но в том-то и дело, что упомянутые монтажные пласты в "Красном Колесе", с одной стороны, четко дифференцированы, а с другой – находятся в дающем но- вое качество взаимодействии, то есть налицо проявления и жанровой полифунк- циональности, и жанрового интегрирования.(Прим.6) Предлагаемое рассмотрение произведения А.И.Солженицына сквозь своего рода трехгранную призму – прием условный, однако, на мой взгляд, он может быть полезен для уяснения смысловых измерений и многоликих образных пересечений, которые возникают в результате монтажа и формируют внутренний мир "Красного Колеса". Необходимо также сказать о том, что достаточно разветвленная родослов- ная поэтики солженицынского "повествования в отмеренных сроках" отнюдь не исчерпывается только открытиями и находками ХХ века. Определенное место в ней занимают и модифицированные традиции классики предшествующей эпохи, и прежде всего один из важнейших принципов поэтики Льва Толстого (кстати, во- прос о толстовском влиянии на творчество А.И.Солженицына довольно оживленно дискутируется в некоторых исследованиях последних лет). Речь идет о принципе сопряжения. В нем заключается тот самый координирующий все элементы худо- жественной структуры произведения "замок свода", неизменно заботивший и вол- новавший писателя. "Для того, чтобы охватить всю сложность окружающей нераз- берихи, осмыслить ее, увидеть противоречивую сложность жизни, необходимо сопрягать разные, несоединимые стороны в некоторое единство, как это делает сама жизнь, постоянное превращение многого в одно и одного во многое... Сопря- жение становится ключевым принципом толстовской поэтики: (...) не соединить (так, чтобы одно исчезло в другом), но сопрячь".(Прим.7) В заключение еще раз подчеркну: цель настоящей работы – лишь наметить возможные, гипотетические направления анализа "Красного колеса" как художест- венной целостности и как культурно – исторического явления. Главное еще только предстоит сделать, когда временная дистанция обнажит истинную суть солжени- цынского произведения, еще очень смутно различаемую, по меткому замечанию современного критика, "сквозь гул реальности".(Прим.8) ПРИМЕЧАНИЯ 1. См.: Солженицын А.И. На обрыве повествования. Узлы V-XX // Звезда. 1993. NN 8,9. 2. Хлебникова А.И. Концепция истории в "Книгах джунглей" Р.Киплинга // Ху- дожественное пространство и время. Даугавпилс: Даугавпилсский пед. институт им. Я.Э.Калнберзина, 1987. С. 108. 3. Алтухов В. Новое мышление – мышление о многомерном мире // Дружба на- родов. 1994. N 2. С. 145, 149, 154. – 20 –
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27