Page 27 - МИР-2
P. 27
высот Небесного духа, вошедшего и в человечество. Национальная идея в земле! Но земля российская и земля планеты всей замусорена ядовитыми отходами и затуманена ядовитыми мыслями. Говорить о любви к земле и ничего не делать для её освобождения от вредоносных явлений – это предательство. Общенацио- нально-планетарная идея неизбежна, если человек хочет найти свое истинное место в биосфере планеты и мироздания в целом и осуществить идею человече- скую. <…> 7. Культура как национальная идея [12] Настоящий период, как уже было отмечено, характерен глобальными планетарными изменениями, человеческая реакция на которые должна быть обу- словлена всеми аспектами общественной культуры. Поэтому культура должна стать общенациональной идеей для всех наций мирового сообщества и особенно остро этот вопрос стоит в России, в которой исторически изначально не развито значительное количество культурных аспектов: правовая, экономическая, быто- вая культуры, культура отдыха и культура общения, культура семейных отноше- ний. Серьезно поражены: духовная культура и система жизненных ценностей. Вот почему любая частная задача, сформулированная в "национальной идее", не только не ответит на все вопросы общества, не вдохновит его, но и сама упрется в неподготовленный для её решения культурный слой. [13] Нация по своей сущности немыслима без культуры, неотделима от неё. От культурного уровня общества зависит выполнение тех или иных соци- ально важных задач. Невозможно и построить новые экономические отношения. Нельзя ставить экономические преобразования впереди культуры и сознания. Все провалы экономических реформ в России были обусловлены непониманием этого факта. [14] Отойдем вглубь истории: Средние века – эпоха зарождения национальной идеи, становящейся объеди- няющим нацию духовным феноменом в противовес социальной и региональной фрагментациям, с одной стороны, и религиозному и политическому универса- лизму, с другой. Возрождение и создание централизованных государств стано- вится важным этапом в становлении национальной идеи. Затем политический и духовный кризис XVII в. становится благоприят- ной средой для дальнейшего развития национальной идеи. Протестантская ре- формация в этот период становится средой для политизации массового сознания. Возникает национально-религиозный мессианизм. Абсолютизм как важная предпосылка распространения идеи нации: новое качество государственности, новая форма легитимации политического господ- ства, унификаторские мероприятия и т.д. Начало эпохи национализма. Качественное изменение социальной и по- литической среды обитания человека в связи с революциями конца XVIII – нача- ла XIX вв.: Национализм становится основой процесса модернизации традици- онного общества. "Культурные" и "политические" нации. Превращение национа- лизма в массовый феномен. Национализм как политическое движение. Национа- лизм и идея национального государства. [15] Из этого краткого перечисления мы видим, что культура Эпохи Воз- рождения требует усилить участки государственной и политической культуры – аспектов культуры национальной. Протестантская культура неотделима от мис- – 25 –
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32