Page 29 - МИР-2
P. 29
тивированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамиче- скими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употреб- ляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности.... Мир культуры решает две формально противо- положные задачи: поддержание статики общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики, благодаря творческим инновациям. Для этого культура создает в себе сложные многоуровневые систе- мы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и общества, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении куль- туру можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечи- вает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти.... Особую роль в культуре играет система образования, поскольку куль- турное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения.... Выделение культуры как особого аспекта бытия позволяет учесть и ис- следовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и правосла- вие);... одна и та же конституция дает разный политический эффект в культуре с развитыми традициями активного гражданского общества и в культуре с патер- налистским отношением к государству и т. п. В этих случаях внутренняя логика идей или процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности, чем создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, куль- турологическом анализе. Поэтому не одно и то же напр., "политика" и "полити- ческая культура", "труд" и "трудовая культура" и т. д. [19] По нашему мнению, культура есть продукт взаимодействия общего универсального начала с некоей внутренней самобытностью, записанной на генетическом уровне. Нас сейчас не интересует происхождение этой самобыт- ности, хотя здесь можно говорить о географии и историчности (расположении в пространстве и времени) того или иного национального образования с соответст- вующим энергоинформационным обеспечением. Речь идет о том, что универсум вносит в образуемую таким образом культуру элементы всеобщего, интернацио- нализма, в то время, как самобытность придает её специфические черты. [20] Еще раз подчеркнем, что культура реализовывает, кристаллизует се- бя на уровне сознания в разных видимых формах: вербальной, визуальной, визу- ально-вербальной, звуковой и т.д. Имея в виду русскую культуры, мы можем сказать, что до сих пор не произошло адекватной историческому времени кристаллизации русской национальной самобытности. Да, мы имеем великолепные литературные, му- зыкальные и другие произведения искусства, но, как уже было сказано, мы имеем отставание в таких культурных аспектах как: правовая, экономическая, бытовая культуры, культура общения, культура ценностей и т.д. "Россия обладает, быть может, великими и самобытными духовными си- лами, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западною Европой. Наша внеевропейская или противоевропейская преднаме- ренная и искусственная самобытность всегда была и есть лишь пустая претензия; – 27 –