Page 28 - МИР-2
P. 28
сионерства как основы для своей экспансии и для развития новых производи- тельных сил. Общеизвестно, что в основе экономических успехов современного Западного мира изначально лежала культура протестантизма. А на какой культу- ре мы, россияне, собираемся строить свое материальное благополучие? 16] "В духовно развитом обществе сознание первично по отношению к бытию; в бездуховном – бытие полностью определяет сознание. Духовность- сознание-бытие. Духовность-культура-нравственность-идеология-политика-экономика. Схема показывает, что экономика, политика, идеология обусловлены на- личным культурный слоем. Т.е., та или иная экономическая, политическая, идео- логическая системы могут функционировать лишь при наличии вполне опре- деленного культурного слоя. Работами советских и западных ученых было по- казано, что экономика западных стран обусловлена в первую очередь тем куль- турным слоем, который образован усердием протестантских церквей".... Мы не хочу сказать, что альтернативой обществу потребления является то самое "свет- лое коммунистическое общество", от которого мы шарахнулись в другую преис- поднюю. Маркс хотел построить рай на земле, рай же возможен только на небе- сах. В той степени, в какой небеса могут быть представлены на земле духов- ностью, культурой, нравственностью, в той степени его можно осуществ- лять и на земле. Не через экономику следовало выходить на построение комму- нистического общества, а через совершенствование человеческого духа и созна- ния. Марксистская утопия стала утопией не только из-за частностей материаль- ного порядка //неверные постулаты//, но и из-за непонимания, каков должен быть культурный слой общества для того, чтобы в нем могли быть осуществ- лены коммунистические идеи. На примере России мы видим, что ее культурный слой является помехой для демократии и рыночной экономики. Но для осущест- вления коммунистических идеалов нужен еще более высокий культурный слой. Коммунистическая утопия оказалась утопией потому, что она была провозгла- шена и принята к осуществлению преждевременно и в нарушение принципа первичности сознания и вторичности бытия. Из сказанного, пожалуй, следует, что и определение "коммунистического общества" (если временно воспользо- ваться именно этим не совсем удачным понятием) должно носить не экономиче- ский, а духовно-нравственный характер. Более образно можно выразиться так: более высшее общество ("коммунистическое") – это общество, нравственная основа которого: стыдно жить в материальном плане лучше соседа, и не менее стыдно жить в роскоши (неэкологично)". [17] Поэтому в те периоды, когда культура (в широком смысле этого понятия, который и используется в данной работе) находится в зачаточном состоянии или в угрожающей фазе распада, она, взятая во всех её многообразных аспектах: духовном, религиозном, мировоззренческом, экологическом, политиче- ском, правовом, экономическом, ценностном, бытовом, семейном и т.д., – по самому определению, по самой атрибутивной связи, просто не может не быть национальной идеей. Лишь в периоды, когда испытанию либо преобразованию подвергаются отдельно взятые элементы культуры, общество может позволить себе формулировать национальную идею более фрагментарно. [18] Но что же такое культура, каково её взаимодействие с общест- венными институтами и в чем заключается её национальный аспект? КУЛЬТУРА (лат. cultura -– возделывание, воспитание, почитание), уни- версум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объек- – 26 –