Page 31 - МИР-2
P. 31
Смысл его прогнозов прост: пока не поздно вернитесь к прошлому! Или – или. Делая вид, что он "над схваткой", своим беспристрастным анализом зна- менитый логик способствовал тому, что К. Поппер назвал "Эдиповым эффектом" – влиянием предсказания на предсказываемое событие.... Мы – русские и поэтому лучше. И поэтому мы спасем мир. Как раз тот самый "комплекс сверхнеполноценности"..... Может быть, нам действительно следует быть скромнее? Не утверждать: "процесс необратим", "иного не дано", "обратного пути нет". В России все обра- тимо, в каждый момент торжества будущего из-за его плеча ухмыляется про- шлое. Случай Зиновьева не уникален. Следует доверять хаосу, не торопиться с его упорядочиванием. Неплохо помнить Ницше: "Нужно носить в себе еще и хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду". Вина российской вла- сти – в неумении спокойно ждать. Беда народа – в нетерпении, впрочем, понят- ном. Наше привычное линейное российское мышление настойчиво требует, что- бы государство вмешивалось в процессы, возникающие стихийно. Оно вмешива- ется – и нарушает естественный ход вещей". (Д.И. Корнющенко) [24] Эти выводы А. Зиновьева настораживающи, предупреждающи и, в то же время, преждевременны, так как основаны на данности русской культуры, неверии в возможность её преобразования. Нужно дать возможность для выявле- ния, кристаллизации всех пластов Российской культуры. Тогда, быть может, мы положим в основу другие суждения о давлении прошлого на Россию. Считая, что вне рамок культуры удалось-таки выявить с большой долей вероятности такие самобытные черты русской нации как космизм, иррациональность и божествен- ную устремленность её души, можно предположить, что кристаллизация культу- ры даст нам триаду трех разнонаправленных, но в единстве взаимодействующих векторов, направленных соответственно в будущее, прошлое и настоящее. Как же практически может произойти кристаллизация российской (русской) культу- ры? Прежде всего, следует воспользоваться той методологией, которой пользо- валось большинство наций мира. Т.е. необходимо перенимать внешний опыт культурного содержания (культура права, например, экономическая куль- тура и т.д.), сопоставляя его (см. [23], высказывание В. Соловьёва): (1) с на- шим наличным культурным слоем, (2) с нашими лучшими культурными тради- циями, оставленными в прошлом, (3) с общепланетарными задачами нашего бу- дущего, (4) и всё это под патронажем законов Природы и её Творца. Необходимо проанализировать причины, почему мы всегда придерживаемся двух крайностей: либо отрицание внешнего опыта, либо его насаждение вне учета тех четырех факторов, которые только что были указаны. Продолжение следует __________________________________________________ Славянофильство и западничество, их непримиримая, бессмысленная война – прелюдия к более высокой миссии русского народа: жертвенная космическая миссия, общепланетарный Космизм, родина которого в России. Родононачаль- ники которого (Николай Федоров, Циолковский, Вернадский, Даниил Андреев, и другие) родились именно в России. Космизм – это невыраженная, не нашедшая ближайшей задачи (и поэтому обрушенная в алкоголь) душа русская, душа бес- крайних пространств России, Первый спутник, Гагарин – это тоже Россия (Е. Гуреев) – 29 –