Page 33 - МИР-2
P. 33
============================================== Мир ШКОЛА И ОБЩЕСТВО На какие человеческие качества опирается тьма? – На равнодушие, невежест- во, корысть. Что в человеке поддерживает корысть и невежество? – Страсти. Общественным институтом, призванным противодействовать этим негативным яв- лениям является Церковь, а посредником между ней и подрастающим человеком являются семья, глобальное общественное воздействие (улица, СМИ и школа). За все время работы в школе (учитывая и наличие мстительных в быту педагогов) я не видел ни одного учителя, который бы осознанно мстил ребенку. Этот факт еще нужно анали- зировать: что-то такое есть в этой профессии, что заставляет даже мстительного в быту педагога, никогда не мстить детям. Вина массового учителя только в том, что он сломался! А какова вина тех, кто его ломает?!! От отчаяния, от беспомощности, от отсутствия каких– либо действенных методов воспитательного воздействия ломается учитель. И не только… Прессинг сверху на учителя куда более зловещ, чем прессинг снизу. Объективно же сломавшийся учитель выполняет деструктивную функцию в обществе. Мы говорим о наркома- нии, алкоголизме, терроризме, нарушении принципа "убий". О дедовщине в армии, о правовом беспределе и т.д. Но очень ли часто вспоминаем, что участники перечисленных явлений учились в школе. Семья, улица, СМИ, школа (не снимая ответственности с личности самого человека) лежат в основе этого общественного негатива. Кажется странным, что массовый учитель не считает себя причастным к нему. Ни в коей мере не хочу отрицать наличия школ и учителей, противостоящих этому негативу. Никоим образом не хочу отрицать, что даже учителя- функционеры негативных явлений помимо негатива делают и что-то общественно полезное. Но ведь дело не в наших эмоциональных оценках, а в том, что общество движется к катаст- рофе. И нужен диагноз, прежде чем начать лечение. Прошумел сериал "Школа"…. Многие возмущались: такого в школе быть не может! Конечно, школы разные и самый опытный педа- гог не может этого не учитывать, переходя из одной школы в другую. Кроме общекультурного уровня государства в этом плане имеют значение культурный уровень города (села, микрорай- она), микрорайона, школы, конкретного класса. И опытный педагог, успешно использующий арсенал своих педагогических средств в одной школе, может оказаться совершенно беспомощ- ным в другой школе, в другом классе. Просто об этом не принято распространяться. Просто совершено беспомощные наши органы образования и академия педагогических наук ищут "крайних" и находят его в учителе. И зачем же тогда наши органы будут давать повод ду- мать, что только что упомянутая иерархия имеет какое-либо значение? Уже на протяжении нескольких десятилетий эта своеобразная педагогическая лысенковщина заявляет, что перво- причиной всех бед является учитель и именно учитель. Каким образом миллионы учителей ока- зываются слабоумными, пройдя через высшее педагогическое образование, этот вопрос умал- чивается. Лозунг "Нет плохого ученика – есть плохой учитель" лишь один из демагогических инструментов бития учителей по голове и защиты педагогической номенклатуры. Не вдаваясь в детали этого лозунга, попробуем применить его в более широком плане и на тех же основани- ях, на которых он применяется к учителю: "Нет плохих учителей – есть плохие директора", "Нет плохих учителей – есть плохие педагогические ВУЗы", "Нет плохих директоров – есть плохие органы образования", "Нет плохих органов образования – есть плохое министерство, плохая академия педагогических наук", – пойти дальше в этом декларационном списке? Так вот, школы – разные. Я лично смотрел сериал и думал о том, что от такого класса и от таких учеников лично я не отказался бы. Показанная школа, наводившая ужас на всю страну, – совсем не из самых худших. При всей своей педагогической запущенности, у учеников показанной школы глаза светятся разумом, ученики способны размышлять, сопереживать. Ну а когда – дети наркоманов, алкоголиков…, когда в глазах беспробудная злоба, смеющийся ци- низм, почти полное отсутствие разума?! Это страшно! Почему же фильм не явился зажигал- кой общественного мнения? Почему общественное мнение потухло? Видимо что-то еще не произошло из ряда вон выходящее, что рано или поздно должно произойти, что зажжет обще- ственное мнение хотя бы на том уровне, на котором оно оценивает дедовщину, положение в милиции – и, как всегда, с опозданием. – 31 –
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38