Page 38 - МИР-2
P. 38
Ограничимся компьютерными обучающими программами, которые и должны сыг- рать решающую роль в образовании. Пока что весь шум и вопли восторга по их поводу напоминают такой же шум и такие же вопли в связи с реформой учебников по математике, завершившейся полным фиаско. История, похоже, повторяется. Непонятно, кто составляет эти учебные компьютерные программы. Остановлюсь на учебных программах по матема- тике. Насыщенные мультимедийными средствами, эффектными картинками, музыкой и прочими посторонними для математики прелестями, они дают несопоставимо меньший эффект по учебной насыщенности и значимости. Эффективные компьютерные программы, конечно, вполне возможны, но почему-то не реализуются. Пока, всё что мне лично встре- чалось, это пустышки, которые можно использовать на уроках пения, рисования и эстети- ки, но никак не на уроках математики. Можно провести сравнения. Я использовал систему карточек. На одной стороне карточек вопрос, на другой стороне либо окончательный ответ, либо промежуточная подсказка. Перед употреблением эти карточки перемешиваются. Да- лее идет обучение-самопроверка и учительская проверка по особой методике. Не буду сейчас на этой методике детально останавливаться – важен результат. Итак: стоимость составления сотни таких карточек стоит не более 50 рублей – стоимость соответствующей компьютерной программы порой достигает 500 рублей. Десятикратный разрыв. Объем изучаемого материала в компьютерной программе, как правило, чрезвычайно мал (музыки и спецэффектов значительно больше) и составляет десятую часть от отмеченного количест- ва карточек. Удивительно, что и времени на соответствующем объеме материала, необхо- димого для эффектного усвоения последнего, на карточках требуется раз в десять меньше. На каком-то этапе карточки используются со скоростью 1 карточка в секунду, в то время как художественные прелюдии в компьютерных программах разрешают работать со сред- ней скоростью 1 кадр в десять секунд. В итоге, стократная разница между старой техноло- гии и компьютерной. По моей весьма грубой оценке, компьютерные технологии при правильном их ис- пользовании должны были бы дать эффект, превосходящий обычные технологии в сотни, если не более раз! Почему этого не происходит? Я этого рационально объяснить не могу. Разве что предположить теорию заговора? Но что делать конкретно учителю в настоящий момент? Или находить действи- тельно эффективные программы в магазине, или самому создавать их, отложив в сторону второстепенное мультимедийное оформление. Для создания обучающих материалов можно использовать хотя бы такую простейшую программу как PowerPoint. Мне лично приходи- лось создавать такие материалы. Конечно, их создание требует много времени. Например, простенькая программка по формулам сокращенного умножения, которую я делал, содер- жала более 300 слайдов. Принцип работы такой программки достаточно прост (хотя в ос- нову можно положить и более сложные принципы). Сначала идет теоретическая часть с небольшим количеством контрольных вопросов (правильный выбор ответов на которые позволяет перейти к следующей теоретической части). Далее по порядку идут упражнения на раскрытие скобок и разложение на множители. В простейших случаях ученику предла- гается выбрать правильный ответ из десятка вариантов. В случае правильного или непра- вильного выбора ученик попадает на тот или иной комментарий (либо на указания с просьбой подтвердить ответ). Если ответ выбран неправильно, то после слайда с надлежа- щими разъяснениями ученик попадает снова в теоретическую часть программы. Т.е. начи- нает все заново. В случае правильного ответа, получив соответствующий теоретический комментарий, ученик переходит к следующему примеру. Часть примеров предлагает вы- брать не окончательный ответ, а промежуточное состояние. А вот средняя динамика работы с программой. Первое использование программы требует до 10 минут времени, чтобы завершить последний слайд программы. Второе ис- пользование: 3 – 5 минут. Третье использование: одна минута. Четвертое, пятое и шестое по 20 секунд. После чего ученик успешно решает примеры по теме в рабочей тетради. Это есть пример "нелинейно работающей" эффективной программы. Самое главное, что такую простенькую (хотя и трудоемкую) программу может создать сам учитель, не дожидаясь, пока их создаст Академия педагогических наук. Создать множество таких программ одно- му учителю не под силу. Уже приведенное мною количество слайдов одной только нели- нейной программы о многом говорит. Вот здесь, конечно, нужна кооперация учителей. Продолжение в следующем номере (Гуреев Е.М.) – 36 –
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43