Page 37 - МИР-2
P. 37
культуре труда) за схожие деньги приобрести средства уборки кабинетов: пылесосы, поло- теры. Да и качество уборки школы и потеря на него ученического и учительского времени были бы качественно иными. Вот где воистину нужно было использовать так называемое "трудовое обучение". И начинать именно с культуры труда. В наше время технический эксперимент опять внедряется, но уже на новом, ком- пьютерном уровне (см. третий выпуск альманаха). 7. Неправильное использование возрастных особенностей детей. Вот пример вопиющего пренебрежения возрастными особенностями детей, идуще- го не откуда-нибудь, а с самого верха, где как раз неусыпно твердят о необходимости учи- тывать возрастные особенности. Итак, алгебра 7-ой класс. Самый пик подросткового воз- раста. Что ему присуще: риск, поиск! Поиск себя в жизни! Поиск различных, неисследо- ванных подрастающей личностью, областей жизни. Поиск в этот период – по широте, но не по глубине. Так разумно распорядилась природа, но как неразумно распорядился всем этим взрослый человек. Вместо того, чтобы предоставить ученику эти возможности: общее зна- комство с различными областями жизни, науки, техники – не только по книгам и кино- фильмам, не только путем кратковременных экскурсий, но и дав возможность имитировать работу в настоящей лаборатории, на настоящем производстве – это, между прочим, еще и профориентация – его сажают изучать труднейшую тему математики по курсу 6 – 9 клас- сов, тему алгебраических дробей, требующую большого внимания, сосредоточенности, погружения в глубину, так несвойственного этому подростковому периоду. Происходят психологическая ломка подростка, психологический стресс, протест против школы, учеб- ников и учителей. В результате не только тема осваивается с величайшим трудом, но и происходит подростковый стресс, растет чувство протеста против навязанного ученику процесса обучения. К каким печальным результатам это приводит – общеизвестно. 8. Нарушение тематической целостности материала в тематическом и календарном планировании. Есть давно установленные законы научного познания, которого не чужд и совре- менный ребенок в процессе обучения. И эти законы требуют целостного изучения темы. Вот, к примеру, прогрессия. Её естественное место проживания – в теме сложения и умно- жения чисел, т.е. – в начальной школе. В старой школе эта тема там и изучалась – и не было проблем. Теперь её передвинули в 9 класс, и, невзирая на все старания учителей, тема встречает психологическое отторжение и поэтому весьма плохо усваивается. Так же обсто- ит дело и с темой "Логарифмы". Конечно, многое в последней теме должно изучаться в старшей школе, но основополагающие свойства логарифмов следовало начать изучать на том же целостном поле, где изучаются степени и корни, поскольку это единое целое – вза- имно обратные действия. Видимо, после не полного, а частичного изучения целостного поля, какие-то психологические механизмы закрывают это поле и делают его недоступным для изучения пропущенной темы. Вызывает удивление игнорирование соображений цело- стности при тематическом планировании по годам обучения. 9. Компьютерные "игры" как новая технология обучения. Отсутствие подлинно индивидуального подхода Конечно же, никакого индивидуального подхода (в прямом его смысле) в традици- онной школе быть не может. Тридцать человек в классе и сорок минут урока. Индивиду- альный подход (с глазу на глаз) позволяет тратить на индивидуальный подход не более минуты. Существуют, конечно, имитация индивидуального подхода, дающая частичный (но не более) эффект. Что же касается собственно индивидуального подхода, то его можно осуществить двумя способами: при умном использовании компьютера, а также за счет семейного (домашнего) воспитания (на что и следует переходить). Ну, разумеется, не следует сбрасывать со счетов редкие, но весьма эффективные способы упорядоченного систематического самообразования. Что касается компьютерных технологий, то, наконец-то, появляется революцион- ная возможность качественно улучшить процесс обучения да и воспитания тоже. Но при одном условии: при правильном использовании этих технологий. Однако, то, что уже про- исходит с этими технологиями, внушает серьезные опасения, что и они могут быть ском- прометированы, превратившись из революционного метода в очередную игру учителей. Это большой и важный вопрос, и ему мы посвятим соответствующие материалы в после- дующих выпусках альманаха. А сейчас самое основное. – 35 –