Page 36 - tom-1t
P. 36
ченности, погружения в глубину, так несвойственного это- му подростковому периоду. Происходят психологическая ломка подростка, психологический стресс, протест против школы, учебников и учителей. В результате не только тема осваивается с величайшим трудом, но и происходит подро- стковый стресс, растет чувство протеста против навязанного ученику процесса обучения. К каким печальным результатам это приводит – общеизвестно. 8. Нарушение тематической целостности материала в тематическом и календарном планировании. Есть давно установленные законы научного познания, которого не чужд и современный ребенок в процессе обуче- ния. И эти законы требуют целостного изучения темы. Вот, к примеру, прогрессия. Её естественное место проживания – в теме сложения и умножения чисел, т.е. – в начальной шко- ле. В старой школе эта тема там и изучалась – и не было проблем. Теперь её передвинули в 9 класс, и, невзирая на все старания учителей, тема встречает психологическое оттор- жение и поэтому весьма плохо усваивается. Так же обстоит дело и с темой "Логарифмы". Конечно, многое в последней теме должно изучаться в старшей школе, но основопола- гающие свойства логарифмов следовало начать изучать на том же целостном поле, где изучаются степени и корни, по- скольку это единое целое – взаимно обратные действия. Ви- димо, после не полного, а частичного изучения целостного поля, какие-то психологические механизмы закрывают это поле и делают его недоступным для изучения пропущенной темы. Вызывает удивление игнорирование соображений це- лостности при тематическом планировании по годам обуче- ния. 9. Компьютерные "игры" как новая технология обуче- ния. Отсутствие подлинно индивидуального подхода Конечно же, никакого индивидуального подхода (в прямом его смысле) в традиционной школе быть не может. Тридцать человек в классе и сорок минут урока. Индивиду- 33