Page 116 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 116
которые не отрицают содержание предыдущего текста, но корректируют его основную парадигму, "Пора понять, что за вакханалией призывов к духовности все чаще скрывается пренебрежение к конкретной жизни, к природе вещей, тенденция к замене их информацией. Упования на духовность становятся в таком случае ширмой этого процесса, а сама духовность лишается души, ибо душа - это внутренние духовные чувства, базой которых являются чувства внешние. Деградация последних ведет к атрофии первых, того, что мы называем деятельной любовью, волей, дружбой, милосердием, восприятием красоты. Вялость желаний, отказ от поступков и прочив проявления "гиподинамии души" есть, говоря в широком плане, следствие гиподинамии тела. Жалобы на потерю смысла жизни весьма часто, особенно у интеллектуалов, скрывают потерю чувства жизни. Кризис эмоциональности превращает духовность в целеполагание, в рационально-теоретическое знание и расчет, в информацию. Человек "духовный" становится человеком бездушным. В подобном качестве он сближается с системами искусственного интеллекта, но никогда их не догонит, ибо техноэволюция развивается быстрее биоэволюции и соревноваться с ним в уровне рациональности достаточно бесперспективно" (В. Кутырев. Из статьи "Понимаю, следовательно, существую...// ОНС, 1995, №1). Следовательно, нужно не забывать о чувстве меры и о чувстве ответственности в дерзаниях наполнить оскудевший сосуд духовности России. А вдруг небывалое свершится? И духовность хлынет через край? Получим мы тогда общество, гениально обрисованное Г. Уэллсом в "Машине времени": мир изнеженных, духовно богатых, но беззащитных энлоев, которых пожирают живущие под землей, полудикие и беспощадные морлоки. Часть 2 Существует два знаменитых определения поэзии, данные гениальными поэтами XIX в. "Поэзия должна быть глуповата:....", - А.С. Пушкин. Это не случайно брошенная фраза великого творца. Ею Пушкин подвел итог спорам в немецком романтизме о "наивной и сентиментальной поэзии", встав в нем на сторону И. Гете, который в отличие от Ф.Шиллера утверждал приоритет "наивности" в искусстве. Наивность == искренности = "глуповатости". Гете только услышал несколько стихов Пушкина на русском языке в чтении В.А. Жуковского - и передал ему для вручения молодому поэту свое перо, интуитивно угадав в нем равновеликого гения, может быть, восприемника в европейской поэзии. Второе определение принадлежит французу Полю Верлену: 114