Page 115 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 115
можно видеть только комический парадокс, который, однако, при определенных условиях может превратиться в гремучую смесь" Хорошо известные вспышки ксенофобии нельзя объяснять только проявлениями хулиганства. Пока эти проявления имеют преимущественно внутреннюю направленность, но кто поручиться, что не найдутся умелые режиссеры, которые перенаправят их вне России? Ведь "русский национальный дух" - понятие как раз не мифическое, а реальное. Еще один парадокс заключается как раз в том, что русский национальный дух отрицает русскую духовность, "снимает" ее, говоря на языке Гегеля, так как она может только мешать его широким проявлениям. И начало этого "снятия" произошло около ста лет назад – после 1917 г. Почти весь XX век русский и другие народы вели "жизнь во лжи" (Г. Ибсен). Пожалуй, трудно будет доказать, что привычное двоемыслие и даже троемыслие советского человека, лживость и государства и его подданных во всех сферах, начиная с экономики и кончая, образованием, постоянный самообман общества (как будто бы мы демонстрировали свои успехи инопланетянам" которым не стыдно и солгать ради престижа нации) - так вот, доказать, что все это и являлось и является русской духовностью, повторяю, очень трудно. Во всяком случае эта "духовность" не выдержала самого простого испытания путем правды и гласности, доказав, что у лжи длинные, но тонкие ноги, В переводе на операциональный язык культурологии узкий смысл понятия "духовность" может иметь следующее определение: духовность – это такое рефлексивно-аксиологическое состояние личности, когда ее культурные, интеллектуальные потребности возвышаются над повседневными утилитарными потребностями. На этом оселке мы можем проверить все состояние "постсоветской духовности". Очевиден ответ, какая сила одержала победу - наш доморощенный российский быдлизм. Некого и незачем спрашивать, по ком звонит колокол. И лишь тонкий слой российского общества, способный наследственно передать ценности духовной культуры, может служить опорой в сохранении духовности без всякого национального адреса, так как . по логике аксиологии духовная элита должна воспроизводить духовную элиту. Возвышение духа над материей - так образно можно передать сущность менталитета этого немногочисленного (пока?) слоя российского общества. Однако, если исходить из реалий существующего мира, а не из фантомных представлений о категориях духовной культуры, в том числе и о духовности, без которой этот мир, якобы, не может быть полноценным, то вот какие мысли приходят в голову - именно на почве нашей российской действительности. Мысли, 113