Page 33 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 33
вероятнее всего, существует на самом деле (с поправкой на виртуальность персонажа). "Илла, познай самою Себя! "• - таков неоглашаемый рефрен всего большого интервью-диалога" Нельзя утверждать, что это (форма "сократического диалога", но упомянутый путь был и путем учеников Сократа, ведомых учителем неспешным шагом беседы. 2. Сверстницы и сверстники Иллы могут что угодно думать и говорить о ней, вплоть до полного неприятия ее речей. Но каждый обязательно тайно соразмерит себя с ее личностью, сравнит себя с нею - в полном соответствии с законами психологии ранней юности. "Мы всегда явно отвергаем то, на что втайне хотели бы походить „" Ведь Илла тоже все время опрашивает и отвечает "правду". И, возможно, это сравнения себя с другим вызовет у читателей желание продолжить уже свой диалог с героиней Е.М. Гуреева. Таким образом, произошла встреча "Я и Ты", в которой человек через Ты становится Я, как считал крупнейший философ Мартин Бубер. Познание Другого как части самого себя есть событие-встреча - одно из главных положений в культурофилософии М. Бубера. Именно педагогичесяое мастерство, человеческая и поэтическая чуткость автора и помогли смоделировать в форме художественного артефакта вот такое диалогическое "отстранение" от стандартных приемов воспитания, и методом виртуального диалога способствовать вполне реальному и земному, всем ТАК необходимому явлению - событию-встрече. З. Можно предположить, что - для автора текстов об Илле этот виртуальный персонаж является своеобразным "альтер эго" - его вторым я. В таком случае, педагогический диалог - средство творческого самопознания, самодиалог. Ведь в своих учениках- собеседниках умный педагог всегда стремится найти и обычно находит то, что особенно дорого его личной самости. Роль наставника, духовного отца всегда предполагает , что мы не только передаем воспитаннику лучшие качества своей натуры, но и берем у него взамен нечто, чем не обладаем сами* "Юность - это возмездие" - сказал Г. Ибсен. Но юность - это и позабытое наше прошлое, школа, в которую мы никогда не вернемся, но можем хотя бы мысленно, виртуально в случае Е.М. Гуреева, вообразить индивидуума, каким хотели бы быть в свои годы молодости. Лев Шестов в книге "Достоевский и Ницше" задавал мучительный вопрос: "Знаете ли вы, что для иных учителей нет больших мук в мире, чем слишком верующие и последовательные ученики?" /Сочинения. М., 1990, с. 35/. Анализированные тексты говорят о том, что Е.М.Гуреев это знает. 11 июня 2004 г. 31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38