Page 61 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 61
неотъемлемая часть литургий, крестных ходов и т.д. Сейчас же люди ощущают себя просто зрителями. Меня охватывает чувство глубокого стыда, когда я вижу нечто подобное, поэтому предпочитаю не смотреть на этот лубочно-религиозный маскарад с участием первых лиц государства. Это все в совокупности не могло сказаться на снижении уровня православной богословской мысли. После страшной гибели А. меня (вот вам проявление греха антисемитизма!, на мой взгляд, произошел резкий упадок богословия. Из современных богословов я выделяю дьякона о. Андрея Кураева, декана богословского факультета Московской духовной академии. Далеко не во всем я согласен с его взглядами, но он один из первых выступил против нарастающей волны язычества и оккультизма. А совсем недавно написал замечательную книжку о романах Д. Роулинг про "Гарри Поттера", где в пику псевдоревнителям православия от педагогики доказал, что все книги написаны с позиций христианской этики и иносказательно изображают борьбу христианского добра с антихристианским злом. Поэтому РПЦ предпочитает окармливать верующий люд древними, устаревшими идеями. Опять возродили концепцию "Москва – Третий Рим", - значит, она единственное в мире убежище истинного благочестия. Кстати, инок Филофей, автор этой идеи в начале X\/I века, имел в виду совершенно другое, обращаясь к Василию III. К началу X\/I века русское церковное общество преисполнилось религиозной самоуверенностью. Основным мотивом этой самоуверенности была мысль, что православная Россия осталась единственной обладательницей и хранительницей христианской истины, чистоты православия. В свою очередь, национальное самосознание вывело убеждение, что христианство, которым обладает Россия, со всеми его местными особенностями, есть единственное в мире истинное христианство, что другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет. Идея Вселенской церкви, таким образом, замкнулась в тесные географические пределы одной из поместных церквей, что позволяет христианам России возвышаться над другими. Е.М. Дмитрий Ильич, разделяя с Вами критику в отношении РПЦ, я все же разделил бы и опасения РПЦ насчет того, что ее разрушение было бы подобно разрушению Третьего Рима и имело бы далеко идущие последствия для православия в целом. Наверное, действительно началось бы наступление на православие по всем направлениям. Но я должен согласиться с Вами в том, что такая "защита" РПЦ, которая имеет место сегодня, сродни внутреннему подтачиванию ее. Чтобы уберечься от врага внешнего, нужно 59
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66