Page 35 - МИР-2
P. 35
течение десятилетий. Это пренебрежительное отношение к процессу умственного труда вошло в крови и плоть школьной жизни. Это оно явилось основой (наряду с соображения- ми финансовой экономии) для узаконенного пропуска учениками занятий. Во-первых, ученики по очереди дежурят в столовой (это означает пропуск занятий), они проводят все- возможные трудовые десанты, подготовки к разным играм и соревнованиям, делают теку- щий ремонт или уборку в школе, затем их забирает военкомат и т.д., и т.д. до бесконечно- сти – и все это за счет уроков, а иногда еще и домашнего учебного времени. Учеников можно снять с занятий по любому пустяковому поводу. Так строится система ценностей в современной российской массовой школе. Нужно ли говорить, какое катастрофическое (я уже дважды использовал этот термин) это имеет не только для получения знаний, но и для отношения учащихся к учебе? Школа сама организовала этот негативный процесс. Естественно, если государственная школа так наплевательски относится к процессу учебы, то почему ученикам не пойти дальше по этому пути? Результатом стала система массовых прогулов. Мне часто приходится ходить мимо одной из школ города. В промежуток от 10 до 13 часов возле неё непрерывно клубятся ученические массы. Можно подумать, что в это время в ней отменены все уроки. Одни дети идут домой, потому что "Мария Ивановна заболела", другие – потому очередная "Мария Ивановна уехала на курсы", третьи просто сбегают с уроков или опаздывают на них. Это система. 3. Третья напасть, поразившая школу с тех же хрущевских времен, это непре- рывный, непродуманный эксперимент над школой – как систематическое надругатель- ство над интересами родителей, учеников и учителей. Как непрерывное пренебрежение и ломка накопленного учителями опыта вплоть до полного отрицания значения этого опыта под демагогическим лозунгом непрерывного его совершенствования. Ломка и совершенст- вование, однако, это не одно и то же. Совершенствование уважает накопленный опыт и позволяет идти дальше. Ломка же производится номенклатурным указом, никакой под- линно научной или педагогической основы не имеющей – просто изобретена она в очеред- ном научно-номенклатурном разделе, рассчитывающем получить на свой проект значи- тельные государственный деньги. Так прошумел липецкий метод, поломавший накоплен- ный учительский опыт и сам бесславно унесшийся в небытие. Отшумели уплотненные опросы, технические средства обучения, программированное обучение, телевизионные уроки и другие методы. Затем был метод Шаталова, кстати, достаточно полезный в опреде- ленных отношениях, но скомпрометированный номенклатурным подходом. Да, были и полезные методы, но поскольку они были навязаны, их ждала незавидная судьба. Осо- бенно незавидная судьба ждала саму школу, неизвестно каким чудом полностью не рух- нувшая под ударами этих экспериментов. Ну а новейшие времена, последние двадцать лет? Количество экспериментов (типа "проектный метод" и т.п.) лавинообразно растет. Что ни год, то ожидание новой методики. И не сказать, что в каждой новой методике не содержит- ся ценной идея. Но родившись давно в науке или недавно в чьей-то голове эта идея погру- жается в такую оболочку бестолковщины, а методы реализации её настолько неадекватны, что хоронятся и идея, и само образование. На эту тему можно долго и подробно говорить, даже книги писать и кандидатские защищать. Впрочем, методик и абсурда вокруг них столько, что заняться этим объемным трудом следовало бы целым коллективам. Еще один вопрос насилия – авторские школы. Авторские школы в своей общей со- вокупности есть необходимый элемент образования, но весь вопрос, опять-таки, в том, какими средствами эти школы организуются. Казалось бы, необходимо отдельное здание, учителя-единомышленники и родители-добровольцы, отдающие в такую школу своих детей. Конечно же, – все иначе! Приходит новый директор в школу (которая имеет свои традиции и свой наработанный опыт) и объявляет: "Будет авторская школа. Кто не согла- сен, подавайте заявление!" У учеников и их родителей тоже никто ни о чем не спрашивает. Через некоторое время из тех учителей, которые остались и решили приспособиться к ав- торской школе, остаются единицы. Директор набирает свою команду, он доволен. Речь не только о том, что проявляется недопустимое насилие по отношению к учителям и учени- кам, но и в том, что дан безобразнейший урок отношения к человеку в нашем общест- ве. Такая авторская школа с самого начала демонстрирует свое неуважение к лично- сти и её правам. – 33 –