Page 117 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 117
- О музыке на первом месте! Предпочитай размер такой, Что зыбок, растворим и вместе Не давит строгой полнотой. /.../ Пусть в час, когда все небо хмуро, Твой стих несется вдоль полян И мятою "и тмином пьян.". Все прочее - литература! ("Искусство поэзии", 1879) Не трудно увидеть сходство в понимании поэтического искусства у русского и французского поэтов. Вся великая поэзия так или иначе соответствовала этим постулатам. А другая поэзия, вполне хорошая, оставалась литературой: рифмотворчеством, стихосложением, версификаторством... Зато она была более понятна, близка современникам своей доступной формой, ее охотно читали. Потом забывали, нередко навсегда. "Поэзия - поэт - общество" - важнейшая тема русского искусства. Замечательно остро суммировал все коллизии этой темы Ар. Беленков, на мой взгляд, самый блестящий литературный критик-диссидент 60-х гг., выпихнутый советской властью в эмиграцию за книгу "Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша", появившуюся в России только в 1996 г. Вот несколько цитат из главы "Поэт и Толстяк": "Эта важнейшая тема... излагается так: несмотря на то, что меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней поэт, его душа способна встрепенуться тотчас же, как только чуткого слуха коснется божественный глагол. Предполагается, что поэт по разным обстоятельствам может быть не чужд самых разнообразных недостатков... Однако, несмотря на все это поэт неминуемо обладает достоинством, делающим его безоговорочно выше общества. Неминуемое достоинство, делающее поэта безоговорочно выше общества, заключается в том, что он к ногам кумира не клонит гордой головы, а так же в том, что он - свободный человек, не боящийся обличать пороки общества." /.../. "Конфликт художника и общества трагичен, естественен и неминуем. Почти всегда он кончается гибелью художника. Но попытка этот конфликт, этот закон отменить, сделать вид, что его нет, не должно быть, кончается уже не только гибелью художника, но и гибелью искусства. Из всех условий существования поэта единственное, которым нельзя пренебречь, это - правда, которую он обязан говорить обществу /..../. "Поэт говорит 115