Page 123 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 123
другие возможности ограничения свободы слова и публикаций. Поэты провинции, может быть, не самые гениальные, но, наверное, самые бескорыстные служители опальной королевы Поэзии. Гонорары им не светят, на издание собственных поэтических сборников нет средств (поэзия и большие деньги - вещи несовместные), надежды на помощь спонсоров и местной администрации иллюзорны. Поэтому они ревнивы друг к другу и отчаянно борются за "место под солнцем" - за право публиковаться на страницах местных газет и журналов, в коллективных сборниках. Выход собственного сборника воспринимается как акт священнодействия, озаряемого мистическим светом. Увы, качество стихов при этом нередко значения не имеет, зато ранг поэта определяется их количеством и частотой издания его книг. По-человечески это очень понятно. Мечтал же А. Галич увидеть на прилавке магазина хотя бы одну свою книзу. Так и не дождался. И все- таки они пишут, талант невозможно законсервировать. Помню, как лет пять назад я видел в вагоне электрички немолодую женщину, продававшую свои книжки. Маленькая внучка купила у нее тоненькую книжицу. На обложке стояло: "М.О. Пахомова. Попугай" - книжка цела до сих пор. Не поэт, а автор небольших анималистических рассказов о животных, вызвала у меня искреннее восхищение своей культуртрегерской миссией. Чувствовалось, что не мизерные суммы за книги ее толкают на коробейническую акцию, а желание донести свое творчество до читателя, а оно стоило этих усилий: рассказы были безыскусные, но какие-то светлые, и точно угадывали адрес читателей- детей. И у меня от встречи с ней долго оставалось светлое, но щемящее чувство. Много позднее я узнал, что М.О. Пахомова скоропостижно скончалась чуть ли не по причине какой-то обиды, нанесенной собратьями по перу". Но пишут и графоманы и тоже не могут не писать: что для других графоманство, для графомана - высокое творчество. Профессионализм поэта - понятие сложное и с трудом однозначно редуцируемое, хотя в версификации стиха обнаруживается сразу. Поэтический дар чаще всего обнаруживается случайно и за пределами профессионализма. Разумеется, идеальный случай, когда и то и другое начинает постепенно синтезироваться, когда "алгебра поверяет гармонию". Но вспомним, что эту неглупую мысль у Пушкина высказывает Сальери, противопоставляя себя Моцарту (Сальери не был злодеем, к Моцарту относился с уважением, помогал ему деньгами и давно реабилитирован в глазах потомства - но мы продолжаем верить Пушкину: вот, что такое великая поэзия, она создает мифы на века!). 121
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128