Page 119 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 119
раннюю гибель творцов я назвал однажды "архетип-Эмпедокл" (именем древнегреческого философа и поэта, жившего около 490-430 до Р.Х. и бывшего настолько необычным в жизни и философии, что аналоги ему появятся лишь через тысячелетия: свою жизнь он завершил тем, что бросился в кратер вулкана Этны, желая испытать судьбу). Роковой смысл "архетипа-Эмпедокл": бросить всего себя в бездну, надеясь на взлет. Но те, кто вглядывается в бездну, даже упавшие, заставляют бездну вглядываться в себя. Принадлежа к данному архетипу, авторы просто не могут творить иначе и иначе жить. Им приходиться выбирать между "гибелью всерьез" или творческой смертью. И они выбирают, как правила первое. Общество, даже если бы и хотело их остановить на краю бездны, не способно это сделать. Однако, чаще всего общество не хочет и иногда со злорадством, иногда с любопытством или безразличием смотрит на самосожжение своих слишком обременительным по духу сограждан. В России за прошедшие 25 лет мы обнаруживаем просто хрестоматийные примеры, иллюстрирующие эту коллизию. Вот мартиролог талантливейших поэтов, которых она потеряла с 1980 года. В. Высоцкий, Л. Губанов, Н. Искренко, Ю. Визбор, А. Башлачев, Яна Дягилева, В. Цой, Ника Турбина, Анна Горенко (Елена Карпа), Борис Рыжий, - и это только те, кто был широко известен, признан или в культуре андеграунда, или на полуофициальном уровне. Эти люди сознательно отказывались жить дальше, сознательно шли навстречу гибели: алкоголь, наркотики, самоубийство помогли чуть ли не большинству из упомянутых поэтов решить свое "быть или не быть". Почему? Нет ответа... Кроме единственного: для этого мира они оказались слишком уязвимыми, слишком ранимыми, лишенными кожи и - с обнаженными нервами. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души", - пел В. Высоцкий. Поэзия и музыка всегда расценивались как наиболее влиятельные сферы духовной культуры. Влиятельными в том смысле, что обладают наиболее эмоциональными средствами воздействия на общественное настроение, влияют не только на формирование эстетических и этических ценностей, но и на политическое сознание. "Поэт в России больше, чем поэт, - было сказано не зря, и до некоторых пор этот афоризм Е. Евтушенко оправдывал себя. Но меняются времена, появляются новые формы воздействия не только на сознание, но и на подсознание масс, меняются эстетические критерии. Последний мощный всплеск увлечения поэзией русское общество пережило в десятилетие сер. 80-90-х гг. - времени возвращения к читателю забытых и полузабытых имен, запрещенных и просто 117