Page 122 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 122
Первое - традиционная форма стихосложения, традиционные темы, но усиленные христианско-православным колоритом. Среди своих духовных отцов авторы этого направления числят Ф. Тютчева. Ап. Майкова, Аф. Фета (тех, кого "демократическая критика" XIX в. упрекала в "искусстве для искусства"). Наследники этой, как они сами себя называют, "православно-христианской патриотической поэзии" преимущественно публикуются на страницах журналов "Литературная учеба"" "Москва", "Наш современник", Второе - в какой-то мере продолжение традиций культуры модернизма и андеграунда, достижений русского и зарубежного авангарда в контексте постмодернизма, с сильным психоаналитическим концептуальным ракурсом в рассмотрении и транскрипции поэтического дискурса. Это направление представлено мощным/теоретическим журналом "Новое литературное обозрение (НЛО), с петербургской поэтической школой, долго следовавшей по тропе, проложенной И. Бродским, но ныне нашедшей другие пути, журналами "Знамя", "Иностранная литература". Поэзия "западно-модернистского космополитического" русла часто является "искусством для искусства", но это искусство для немногих, нередко для таких же поэтов-концептуалистов и для аналитиков-постмодернистов, занимающихся изучением "биологии стиха". Этот метод "расщепления слова" часто напоминает "игру в бисер" - виртуозное, но совершенно бесполезное с точки зрения здравого смысла занятие героев одноименного романа Г. Гессе. И поэзия и теория соответственно предназначены для высокообразованной, хорошо знакомой с практикой модернизма и постмодернизма, а также с методологией семантики, семиотики, герменевтики читательской аудитории. Естественно, таких не много, Поэтому названная школа поэзии и ее метод высоко элитарны. Еще одним, по сути антиномичным процессом, является тот неоспоримый факт, что, несмотря на снижение роли поэзии в духовной жизни общества, значительно увеличилось (и усилилось) число провинциальных поэтов, которые меньше всего ориентируются на признанные поэтические центры со всеми сложностями их направлений, а пишут так, как им подсказывает их поэтическое чутье и ищут признания в поэтической среде ближайшего окружения. Этот тоже исключительно российский феномен (кстати, в пользу довода о русской духовности) стал проявлять себя все сильнее и сильнее по мере роста числа местных газет и журналов, и в связи с отменой цензуры. "Главлит" охватывал своим контролем всю советскую печать: от газет-многотиражек до энциклопедий и определял структуру культурных ценностей. Желательно помнить об этом. Но появились 120