Page 120 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 120
"нежелательных" поэтов прошлого, русского зарубежья, поэтов- современников, писавших "в стол", так как не имели шансов быть опубликованными при коммунистическом режиме. Впервые издавались многие зарубежные поэты, чьи имена были известны понаслышке. Оживились и поэты, имевшие устойчивый успех, благодаря репутации фрондирующих гениев, что не мешало им вполне мирно и не без выгоды для себя сосуществовать с советской властью. Было в этом возвращении и "очищении" немало ложного пафоса, иногда комичного, но, тем не менее, вся трагедия русской литературы во всей полноте была понята и осмысленна именно в то недавнее время - теми, кто хотел ее осмыслить. Потом начался спад интереса к серьезной литературе, а поэзия и вовсе стала интересовать совсем небольшой круг ее ценителей. Времена наступали все более не поэтические, а на рынке культурных услуг появился новый потребитель - человек массы. Кто платит, тот и заказывает музыку (часто в буквальном смысле слова). Новые боги - дорвавшиеся до запретных плодов люди массы - жаждали именно той музыки, которой они хотели? "сделайте нам красиво!". Современное поэтическое творчество стало приходить к потребителю "красивого" в упаковке песенных шлягеров. Быть популярным поэтом ныне - это значит быть автором постоянно звучащих текстов, которые на свой лад приспосабливают авторы музыки и исполнители. Однако, за немногим исключением - публика не знает и не интересуется авторами. Да и зачем их помнить? Вся слава достается достаточно хорошо "раскрученному исполнителю". Видимо, поэтому все три ипостаси все чаще и чаще сливаются в одну: и поэт, и композитор, и исполнитель в едином лице, как говорится, "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Это вполне новое для российской культуры явление, если рассматривать его как массовое явление. В культурно-историческом же аспекте всегда существовали русский романс, поэты-песенники, наконец, авторская песня поэтов-бардов. Обычно это было сочетанием хорошей поэзии и хорошей музыки. И вся история мировой поэзии связана с мелосом. Изображение арфисток, флейтисток и т.п. на сохранившихся фресках древнейших цивилизаций - это и знак поэзии. Музу Эрато всегда сопровождала муза Эвтерпа, играющая на флейте. Древнегреческие аэды исполняли свои произведения песенным речитативом под аккомпанемент лиры /Демодок в "Одиссее" Гомера и сам Гомер/. Эта традиция сохраняется и в средневековье: шпильманы, скальды, трубадуры, ваганты - это все певцы-поэты. Названия крупнейших эпосов: "Песнь о Роланде", 'Песнь о Нибелунгах", "Песнь о моем Сиде" у разных народов Европы свидетельствует о характере исполнения 118
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125