Page 118 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 118
только правду. И ни пытки, ни казни, ни голод, ни страх, ни искушения, ни соблазны, ни кровь жены и детей, ни щепки, загоняемые под ногти, ни женщина, которую он любит и которая предает его, не в состоянии заставить поэта говорить неправду, льстить, лгать, клонить голову и славить тирана. Сдавшийся человек не может быть поэтом. Человек, испугавшийся сказать обществу то, что он о нем думает, перестает быть поэтом и становится таким же ничтожным сыном мира, как и все другие ничтожные сыновья. Искушения, жажда власти, забота о славе, малодушие, соблазны и страх мешают художнику осуществить свое право и назначение – говорить обществу то, что он о нем думает и что заслуживает оно. Между художником и обществом идет кровавое неумолимое побоище: общество борется за то, чтобы художник изобразил его таким, каким оно себе нравится, а истинный художник изображает его таким, какое оно есть. В этой борьбе побеждают только великие художники, знающие, что они ежеминутно могут погибнуть и гибнущие. Других общество уничтожает. Великие произведения так уникальны, потому что выстоять художнику еще труднее, чем создать их". Пушкин и Лермонтов оставили великое, но страшное завещание: поэт не может быть великим, если он не изгнанник, если он не убит (А. Кацура, указ. соч. с. 8). В. Высоцкий высказал это завещание в чеканной строке: "Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт". Однако, дело не только в обществе. В поэзии и в искусстве вообще существует понятие "архетип автора". Архетип, по К. Г. Юнгу, это способность подсознательно образовывать некоторые общие символы. Это психический орган, вырастающий в душе человека, как цветок. Литературный архетип, проявляющийся в качестве основополагающей модели в творчестве одного или нескольких художников, в свою очередь сформируется на основе глубинных моделей мирового приятия, свойственных именно той или иной авторской категории. Д. Андреев в "Розе мира" предложил для гениев соответствующего психологического ряда название "вестники". Среди них выделяются несколько "архетипов автора"" наделенных таинственной властью пронизывать все пространство мировой культуры - от ее первоистоков до наших дней. В том контексте, который мною предложен выше, мы обнаружим творцов, которым аккомпанирует гибель. Они торопят свою смерть и даже внешне благополучные условия жизни и творчества, даже успех не останавливают их на пути в никуда. Немногие из них успевают "пройти земную жизнь до половины". Эту когорту обреченных на 116
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123