Page 121 - Культура и поэзия. Эл.вариант_Float
P. 121
этих, порой, гигантских произведений. В Европе эта традиция начинает нарушаться лишь в эпоху Ренессанса: поэзия становится самостоятельно-локальным жанром, прежде всего у Данте Алигьери, В Древней Руси - та же картина. Былинный, сказовый жанр - песенный жанр. Имя Бояна, эпического поэта- певца дошло до наших дней не случайно. Новый феномен российской массовой культуры чаще всего заключается в сочетании скверной поэзии, скверной музыки и скверного исполнения, но все-таки удовлетворяет соответствующую эстетическую потребность, а авторам- исполнителям приносит неплохие доходы. Любая критика, возмущение, негодование по этому поводу будут направлены в пустоту. Факт существования такой поэзии и такой музыки оправдан уже самим их существованием: на это есть спрос, есть и признание у публики. Западная культурология давно уже признала всю атрибутику поп-культуры, дала множество метких и точных характеристик шоу- бизнесу с позиций социологии, психологии, антропологии, эстетики, а заодно дала и немало полезных советов тем, кто создает новых идолов для восторженных толп. Осваивается этот новый паттерн культуры и российскими культурологами, но с большим трудом, так как не выработан пока отечественный инструментарий познания этого явления, а тот, которым располагает зарубежная наука .просто не "работает" в пространстве постсоветской массовой культуры. Даже то, что удалось накопить - в осмысливании культуры андеграунда с трудом может быть использовано в этом пространстве, ибо эстетика "другой культуры" опиралась на достаточно сложные, философские системы от А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до дзэн- буддизма и обычно принадлежала к полуэлитарной культуре. Эстетической же формулой нашего массового искусства может быть только очень простая парадигма: голый человек на голой земле. Никакой культуры до него не существовало, С ним же наступает антикультура. "Примитивная сложность" этого явления усиливается тем фактором, что хорошая настоящая поэзия продолжает существовать, И если нет сегодня в России поэтов великих (их и нигде нет), то есть много поэтов "хороших и разных". То обстоятельство, что хорошая поэзия ныне находится на периферии интересов массового читателя, никак не сказывается на творческих стремлениях поэтов. Человек, обладающий поэтическим даром, будет писать стихи даже на необитаемом острове. Если с некоторой долей приближенности поляризировать современную российскую поэзию, то можно увидеть два основных русла: 119